На 65-ой Открытой дискуссии Президента АРБ, академика РАН Гарегина Тосуняна обсудили «мягкие и жесткие навыки» в финансовой сфере

15.09.2022   \  Новости АРБ

Более 1000 участников собрала 65-я Открытая дискуссия Президента АРБ, академика РАН Гарегина Тосуняна по теме «Мягкие навыки» (soft skills) в финансовой сфере». В связи с началом нового учебного года к ней было приковано повышенное внимание преподавательского состава и студенческих коллектив ведущих вузов России. Также участники дискуссии отметили актуальность темы и сильный состав спикеров.

Открывая мероприятие, Гарегин Тосунян сказал, что одна из важнейших целей Ассоциации российских банков – это обеспечение полноценных коммуникаций между финансовым сектором и высшей школой.

«Ключевой вопрос нашей Открытой дискуссии – это соответствие квалификации и знаний студентов актуальным потребностям финансового рынка – отметил Гарегин Тосунян. – hard skills, или жесткие навыки, это конкретные умения, которые используются в профессиональной деятельности: например, знание иностранного языка, умение пользоваться различными программами и другие. Soft skills, или гибкие навыки, умения, не связанные с конкретной работой, но помогающие делать ее эффективно: способность общаться и договариваться, креативность, планирование, принятие решений.

Мы часто наблюдаем в бизнесе: если не можешь найти контакт с партнером, то никогда не убедишь его иметь с тобой дело. Да и в высшей школе не редки случаи, когда преподаватель максимально профессионален, но из-за отсутствия определенных навыков не может донести свои мысли до студенческой аудитории. Так что тема soft skills актуальна и для бизнеса, и для вузов», – резюмировал Президент АРБ.

«Необходимо определиться с содержательным контентом профессиональных компетенций», – отметила в своем докладе Гульнара Ручкина, декан юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ.

По ее мнению, профессиональные компетенции – это совокупность знаний, умений навыков, которые в процессе обучения приобретает студент, и которые востребованы работодателями в различных сферах. Они могут быстро меняться, и то, что было нужно вчера, становится незначимым сегодня или завтра.

«В эпоху цифровизации, когда мы противостоим санкциям, – продолжила она, – и нам нужно создать собственную технологичную национальную экономику (при этом в ее основе должны лежать морально-этические ценности), в первую очередь, необходимо определиться с содержательным контентом профессиональных компетенций».

Далее Гульнара Ручкина коснулась темы поколения Z. «Оно сейчас вышло на сцену. Характеристики, свойственные ему, безусловно, нужно учитывать в том числе и в профессиональных компетенциях. Прежде всего, это социально ответственные люди, они комфортно чувствуют себя в цифровой среде, но обеспокоены вопросами собственной кибербезопасности. Эти молодые люди не всегда могут найти достоверную информацию, и их не так сложно ввести в заблуждение.

Представитель поколения Z отличается такими чертами, как самостоятельность, склонность к конкуренции. Им свойственно умение работать в условиях многозадачности, они обладают свободным от границ мышлением, но при этом не отличаются креативностью и критичностью. Также их мышление можно назвать клиповым», – считает эксперт.

Далее она рассказала о том, как ведут себя представители поколения Z в профессиональной деятельности.

Во-первых, в общении с ними бесполезно апеллировать к авторитету, возрасту, опыту и традициям.

Во-вторых, они не терпят жесткие иерархические структуры, поэтому для них руководитель должен быть прежде всего наставником.

В-третьих, испытывают трудности в выстраивании отношений с коллегами из-за возможной конкуренции.

В-четвертых, они работают в команде только при последующем индивидуальном оценивании. Наконец, они любят персональные поручения и задания.

Так описала Гульнара Ручкина поколение Z.

Вопрос – как найти баланс между соотношением soft skills и hard skills в плане организации процесса обучения студентов – является непростым, и, конечно, опыт практика-финансиста может быть очень ценен для молодой аудитории, слушателей вузов, считает Олег Скворцов, председатель Правления Ассоциации российских банков.

В своем выступлении он высказал мнение о том, что необходимо наладить организацию практик студентов в банках, а также рассказал об основных типах навыков hard и soft skills.

К ключевым «твердым» (жестким) навыкам» Олег Скворцов относит: конкретные знания и способности, технические навыки, умение действовать в установленных рамках, выполнять конкретную работу, результат которой̆ контролируем и измеряем.

«Почему глубокое знание работы с электронными таблицами так важно для карьеры в банках? – отметил он, – Благодаря этому навыку вы можете упростить и ускорить свою работу, не имея специальных программных средств. Облачные решения – тоже очень важный инструмент для командной работы»

Для банковской (финансовой) сферы наиболее важными эксперт назвал такие «гибкие навыки» как стрессоустойчивость, самокритичность, самообучаемость, эмпатию, выявление потребностей клиента и умение работать с их возражениями.

Председатель Правления АРБ также считает, что тезис «soft skills нельзя научиться на тренинге или курсе, они закладываются в детстве и развиваются в течение всей жизни» крайне спорен. По его мнению, действительно, эти навыки «формируются в детстве и связаны с эмоциональным интеллектом», но их можно развивать в течение своей жизни и карьеры.

«Кроме мягких и жёстких навыков нам необходимы метакомпетенции», – такую точку зрения высказала Мария Гагарина, доцент Департамента психологии и развития человеческого капитала Финансового университета при Правительстве РФ.

«В современном быстро меняющемся мире невозможно научиться всему. Под метакомпетенциями мы подразумеваем умение учиться. Метанавыки побуждают людей с энтузиазмом относиться к обучению и получать удовольствие от самого процесса решения проблем, от собственного развития, от овладения новыми специальностями, получения новых знаний. Концепция обучения в течение всей жизни не нова. Однако я хочу подчеркнуть, что человек учится всю жизнь не потому, что боится быть невостребованным на рынке труда, а потому, что сам процесс обучения доставляет ему удовольствие», – полагает Мария Гагарина.

Как соотносятся между собой soft skills и hard skills? Свое мнение на этот счет высказал Сергей Кузнецов, директор московского офиса компании ITentika. По мнению эксперта, рынок работает просто: если на нем не хватает специалистов, то на первый план выходят soft skills. «Именно такая ситуация сложилась в 2020 году, когда из-за нехватки кадров не было возможности нанять хороших разработчиков, их приходилось учить самостоятельно. Поэтому когда мы нанимали специалистов ИТ, то в первую очередь смотрели на soft skills. Тогда такие специалисты ценились в пропорции 80 на 20. Это был серьезный перегиб, связанный с дефицитом кадров в ИТ-сфере. Сейчас ситуация обратная. В связи с определенными обстоятельствами на рынок вышло довольно большое количество специалистов и компании в первую очередь смотрят на hard skills. Но нужно понимать, что без soft skills нормальное взаимодействие внутри команды невозможно».

В настоящее время необходимо понять, какие soft skills являются наиболее важными на ближайшее время, подчеркнул эксперт.

«Самое главное – это любознательность и желание переучиваться. Учиться мы все научились. Но самая большая проблема в том, что знания, которые дошли до нас, воспринимаются нами как аксиома, и мы не делаем попыток для получения новой информации. Это колоссальная проблема, с которой я очень часто сталкиваюсь в своей работе. Умение переучиваться и делать это быстро, в течение 3-6 месяцев, стирать ту информацию, которая была в голове, и получать новую – это главный soft skills, который для всех очень важен, это принципиально», – считает Сергей Кузнецов.

В ходе дальней дискуссии спикеры ответили на многочисленных вопросы слушателей, как студентов, так и преподавателей вузов.

В Открытой дискуссии по теме «Мягкие навыки» (soft skills) в финансовой сфере» приняло участие 70 вузов, в том числе 12 вузов – коллективно, в своих аудиториях. Напомним, что проект «Открытая дискуссия Президента АРБ, академика РАН Гарегина Тосуняна» ведется с 2013 года совместно с вузами-партнерами по всей России. Это более 80 ведущих учебных заведений страны.

С видеозаписью Открытой дискуссии и презентациями докладчиков Вы можете ознакомиться в нашем видеоархиве по ссылке:
https://arb.ru/arb/videos/

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.