На 65-ой Открытой дискуссии Президента АРБ, академика РАН Гарегина Тосуняна обсудили «мягкие и жесткие навыки» в финансовой сфере
15.09.2022 \ Новости АРБ
Более 1000 участников собрала 65-я Открытая дискуссия Президента АРБ, академика РАН Гарегина Тосуняна по теме «Мягкие навыки» (soft skills) в финансовой сфере». В связи с началом нового учебного года к ней было приковано повышенное внимание преподавательского состава и студенческих коллектив ведущих вузов России. Также участники дискуссии отметили актуальность темы и сильный состав спикеров. Открывая мероприятие, Гарегин Тосунян сказал, что одна из важнейших целей Ассоциации российских банков – это обеспечение полноценных коммуникаций между финансовым сектором и высшей школой. «Ключевой вопрос нашей Открытой дискуссии – это соответствие квалификации и знаний студентов актуальным потребностям финансового рынка – отметил Гарегин Тосунян. – hard skills, или жесткие навыки, это конкретные умения, которые используются в профессиональной деятельности: например, знание иностранного языка, умение пользоваться различными программами и другие. Soft skills, или гибкие навыки, умения, не связанные с конкретной работой, но помогающие делать ее эффективно: способность общаться и договариваться, креативность, планирование, принятие решений. Мы часто наблюдаем в бизнесе: если не можешь найти контакт с партнером, то никогда не убедишь его иметь с тобой дело. Да и в высшей школе не редки случаи, когда преподаватель максимально профессионален, но из-за отсутствия определенных навыков не может донести свои мысли до студенческой аудитории. Так что тема soft skills актуальна и для бизнеса, и для вузов», – резюмировал Президент АРБ. «Необходимо определиться с содержательным контентом профессиональных компетенций», – отметила в своем докладе Гульнара Ручкина, декан юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ. По ее мнению, профессиональные компетенции – это совокупность знаний, умений навыков, которые в процессе обучения приобретает студент, и которые востребованы работодателями в различных сферах. Они могут быстро меняться, и то, что было нужно вчера, становится незначимым сегодня или завтра. «В эпоху цифровизации, когда мы противостоим санкциям, – продолжила она, – и нам нужно создать собственную технологичную национальную экономику (при этом в ее основе должны лежать морально-этические ценности), в первую очередь, необходимо определиться с содержательным контентом профессиональных компетенций». Далее Гульнара Ручкина коснулась темы поколения Z. «Оно сейчас вышло на сцену. Характеристики, свойственные ему, безусловно, нужно учитывать в том числе и в профессиональных компетенциях. Прежде всего, это социально ответственные люди, они комфортно чувствуют себя в цифровой среде, но обеспокоены вопросами собственной кибербезопасности. Эти молодые люди не всегда могут найти достоверную информацию, и их не так сложно ввести в заблуждение. Представитель поколения Z отличается такими чертами, как самостоятельность, склонность к конкуренции. Им свойственно умение работать в условиях многозадачности, они обладают свободным от границ мышлением, но при этом не отличаются креативностью и критичностью. Также их мышление можно назвать клиповым», – считает эксперт. Далее она рассказала о том, как ведут себя представители поколения Z в профессиональной деятельности. Во-первых, в общении с ними бесполезно апеллировать к авторитету, возрасту, опыту и традициям. Во-вторых, они не терпят жесткие иерархические структуры, поэтому для них руководитель должен быть прежде всего наставником. В-третьих, испытывают трудности в выстраивании отношений с коллегами из-за возможной конкуренции. В-четвертых, они работают в команде только при последующем индивидуальном оценивании. Наконец, они любят персональные поручения и задания. Так описала Гульнара Ручкина поколение Z. Вопрос – как найти баланс между соотношением soft skills и hard skills в плане организации процесса обучения студентов – является непростым, и, конечно, опыт практика-финансиста может быть очень ценен для молодой аудитории, слушателей вузов, считает Олег Скворцов, председатель Правления Ассоциации российских банков. В своем выступлении он высказал мнение о том, что необходимо наладить организацию практик студентов в банках, а также рассказал об основных типах навыков hard и soft skills. К ключевым «твердым» (жестким) навыкам» Олег Скворцов относит: конкретные знания и способности, технические навыки, умение действовать в установленных рамках, выполнять конкретную работу, результат которой̆ контролируем и измеряем. «Почему глубокое знание работы с электронными таблицами так важно для карьеры в банках? – отметил он, – Благодаря этому навыку вы можете упростить и ускорить свою работу, не имея специальных программных средств. Облачные решения – тоже очень важный инструмент для командной работы» Для банковской (финансовой) сферы наиболее важными эксперт назвал такие «гибкие навыки» как стрессоустойчивость, самокритичность, самообучаемость, эмпатию, выявление потребностей клиента и умение работать с их возражениями. Председатель Правления АРБ также считает, что тезис «soft skills нельзя научиться на тренинге или курсе, они закладываются в детстве и развиваются в течение всей жизни» крайне спорен. По его мнению, действительно, эти навыки «формируются в детстве и связаны с эмоциональным интеллектом», но их можно развивать в течение своей жизни и карьеры. «Кроме мягких и жёстких навыков нам необходимы метакомпетенции», – такую точку зрения высказала Мария Гагарина, доцент Департамента психологии и развития человеческого капитала Финансового университета при Правительстве РФ. «В современном быстро меняющемся мире невозможно научиться всему. Под метакомпетенциями мы подразумеваем умение учиться. Метанавыки побуждают людей с энтузиазмом относиться к обучению и получать удовольствие от самого процесса решения проблем, от собственного развития, от овладения новыми специальностями, получения новых знаний. Концепция обучения в течение всей жизни не нова. Однако я хочу подчеркнуть, что человек учится всю жизнь не потому, что боится быть невостребованным на рынке труда, а потому, что сам процесс обучения доставляет ему удовольствие», – полагает Мария Гагарина. Как соотносятся между собой soft skills и hard skills? Свое мнение на этот счет высказал Сергей Кузнецов, директор московского офиса компании ITentika. По мнению эксперта, рынок работает просто: если на нем не хватает специалистов, то на первый план выходят soft skills. «Именно такая ситуация сложилась в 2020 году, когда из-за нехватки кадров не было возможности нанять хороших разработчиков, их приходилось учить самостоятельно. Поэтому когда мы нанимали специалистов ИТ, то в первую очередь смотрели на soft skills. Тогда такие специалисты ценились в пропорции 80 на 20. Это был серьезный перегиб, связанный с дефицитом кадров в ИТ-сфере. Сейчас ситуация обратная. В связи с определенными обстоятельствами на рынок вышло довольно большое количество специалистов и компании в первую очередь смотрят на hard skills. Но нужно понимать, что без soft skills нормальное взаимодействие внутри команды невозможно». В настоящее время необходимо понять, какие soft skills являются наиболее важными на ближайшее время, подчеркнул эксперт. «Самое главное – это любознательность и желание переучиваться. Учиться мы все научились. Но самая большая проблема в том, что знания, которые дошли до нас, воспринимаются нами как аксиома, и мы не делаем попыток для получения новой информации. Это колоссальная проблема, с которой я очень часто сталкиваюсь в своей работе. Умение переучиваться и делать это быстро, в течение 3-6 месяцев, стирать ту информацию, которая была в голове, и получать новую – это главный soft skills, который для всех очень важен, это принципиально», – считает Сергей Кузнецов. В ходе дальней дискуссии спикеры ответили на многочисленных вопросы слушателей, как студентов, так и преподавателей вузов.
В Открытой дискуссии по теме «Мягкие навыки» (soft skills) в финансовой сфере» приняло участие 70 вузов, в том числе 12 вузов – коллективно, в своих аудиториях. Напомним, что проект «Открытая дискуссия Президента АРБ, академика РАН Гарегина Тосуняна» ведется с 2013 года совместно с вузами-партнерами по всей России. Это более 80 ведущих учебных заведений страны.
С видеозаписью Открытой дискуссии и презентациями докладчиков Вы можете ознакомиться в нашем видеоархиве по ссылке: 15 сентября 2022 г. Открытая дискуссия «Мягкие навыки» (soft skills) в финансовой сфере»Тосунян Гарегин Ашотович, Президент АРБ, академик РАН Сохранить оригинал фотографии
Ручкина Гульнара Флюровна, Декан Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ, заслуженный юрист РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, действительный член РАЕН, д.ю.н., профессор. Член Ассоциации юристов
Скворцов Олег Викторович, Председатель Правления Ассоциации российских банков
Гагарина Мария Анатольевна, доцент Департамента психологии и развития человеческого капитала Финансового университета при Правительстве РФ
Сергей Кузнецов, директор московского офиса компании ITentika
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. |
|


