Коммерсантъ

03.12.2004   \  Новости АРБ

Законотворчество

Вчера на заседании Госдумы депутаты приняли во втором чтении законопроект "О кредитных историях". Десятипроцентное ограничение на участие в капитале кредитных бюро, из-за которого закон был возвращен во второе чтение, снято. Теперь одному участнику кредитного бюро может принадлежать не более его половины. В результате на российский рынок смогут выйти крупные иностранные кредитные бюро.

Вчера депутаты Госдумы планировали рассмотреть законопроект "О кредитных историях" в третьем чтении, но вернули его во второе.

Дело в том, что при одобрении законопроекта во втором чтении в нем необъяснимым образом оказалась поправка, согласно которой доля участия в капитале кредитного бюро ограничивалась 10%.

Еще в октябре начальник отдела корпоративного и финансового законодательства Минэкономразвития Борис Воронин утверждал: "В первом варианте законопроекта десятипроцентной квоты не было. Между первым и вторым чтениями законопроект редактировала рабочая группа. Поставили точку. Оставалась неделя до голосования. И в эту последнюю неделю была добавлена эта поправка. С рабочей группой она не обсуждалась".

В итоге законопроект приняли во втором чтении пакетом, не обратив внимания на добавления, о которых никто не подозревал.

После того как поправка о десятипроцентном ограничении участия в капитале обнаружилась, банковский комитет Госдумы рекомендовал вернуть законопроект во второе чтение. Вчера это было сделано. В результате депутат Владислав Резник предложил принять ее в следующей редакции: "Доля или сумма долей в капитале бюро кредитных историй соответственно одного лица или лица и лиц, являющихся аффилированными по отношению к нему... не должна превышать 50%".

В первом варианте закон благоприятствовал Национальному бюро кредитных историй (НБКИ), создаваемому под эгидой Ассоциации российских банков (АРБ). В его капитале уже участвуют 19 банков, и требованию законопроекта в первом варианте бюро вполне соответствует. Более того, оно пока единственное удовлетворяющее данному ограничению. Президент АРБ Гарегин Тосунян утверждает, что изменение поправки не сильно повлияет на работу по созданию кредитного бюро. "Конечно, пятидесятипроцентное ограничение не настолько стимулирует рынок, как десятипроцентное, и не столь сильно подталкивает его к диверсификации. Но на нашу работу это не оказало особого влияния. Введенные ограничения не повлияли и на наши взаимоотношения с американским кредитным бюро TransUnion. Они ведут себя ненавязчиво, для них главное - предоставить технологию и консультации", - заявил глава АРБ.

Координатор инвестиционного фонда "США - Россия" по созданию в России кредитного бюро с участием одного из крупнейших американских бюро TransUnion Марлена Херли заявила „Ъ": "Для нас важен тот факт, что закон наконец-то принят, и мы можем начать работу. А доля участия в капитале - аспект непринципиальный". Впрочем, на сегодняшний день TransUnion еще не является участником НБКИ. Другое дело - кредитное бюро с участием Experian и "Интерфакса". Согласно официальному заявлению, сделанному до внесения ограничения на участие в капитале, Experian и "Интерфакс" создают кредитное бюро на паритетной основе - 50% на 50%. И ценз в 10% мог стать серьезным препятствием для работы этого бюро. Теперь же оно будет удовлетворять требованиям закона. Коммерческий директор компании Experian Джон Хэдлоу заявил „Ъ": "Мы очень рады сегодняшним новостям из Москвы. Мы никогда не собирались прекращать свой проект, поскольку очень заинтересованы в этом бизнесе и инвестициях в Россию". Гендиректор Национального кредитного бюро Владимир Малеев уверен, что новая норма дает простор действиям зарубежных кредитных бюро, именно это и стало причиной лоббирования пятидесятипроцентного ценза. Как заявил „Ъ" зампред банковского комитета Думы Павел Медведев, согласно* новой поправке, "создать кредитное бюро теперь смогут два субъекта, поскольку никаких ограничений о том, что это должны быть банки или просто юридические лица, в законе нет". Тем не менее, по его словам, закон вышел "слабеньким": у банков нет стимула подавать информацию в кредитные бюро, а у граждан - разрешать им это. "Надо создать стимул для банков подавать эту информацию в кредитные бюро. Например, объявлять кредиты, выданные банком без передачи информации в кредитное бюро, рискованными, ненадежными. Тогда Центробанк будет заставлять банки создавать под них резервы", - утверждает Павел Медведев.

Впрочем, закон обязывает банки предоставлять информацию, необходимую для формирования кредитных историй, в отношении всех заемщиков, давших на это согласие, хотя бы в одно бюро кредитных историй из включенных в госреестр. И это может послужить для банков стимулом создавать карманные кредитные бюро. По словам Владимира Малеева, поправка дает возможность крупным участникам рынка создавать карманные бюро. Так, считает Владимир Малеев, на начальной стадии становления рынка тому же Сбербанку не имеет смысла делиться с каким-то кредитным бюро базой своих заемщиков, проще преобразовать уже имеющееся у банка соответствующее подразделение.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.