Комитет АРБ по ПОД/ФТ: обзор механизма «реабилитации» физических и юридических лиц, включенных в «списки отказников»

25.12.2017   \  Новости АРБ

Законопроект № 313457-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части реализации положений законопроекта № 226773-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О банке развития»)» вводит механизм «реабилитации» физических и юридических лиц, которым было отказано в заключении договора банковского счета (вклада) или проведении операции, вследствие чего указанные лица были включены в так называемые «списки отказников» (согласно Положению Банка России от 20.07.2016 № 550-П). Изменения в Федеральный закон № 115-ФЗ, вносимые этим законопроектом, были разработаны и приняты в крайне сжатые сроки и во многом повторяют предложения Банка России ранее озвученные в еще Методических рекомендациях Банка России от 10.11.2017 г. № 29-МР «О подходах к учету кредитными организациями информации о случаях отказа от проведения операций, от заключения договора банковского счета (вклада), о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, доведенной Банком России до их сведения, при определении степени (уровня) риска клиента» (далее – Методические рекомендации 29-МР).

Законодатель предлагает следующий механизм «реабилитации» клиентов. Кредитная организация информирует клиента не только о факте отказа от проведения операции или заключения договора банковского счета (вклада), но и о причинах такого отказа. Далее клиент вправе представить в эту организацию документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия указанного решения об отказе. Банк обязан рассмотреть представленные клиентом документы и (или) сведения и в срок не позднее десяти рабочих дней со дня их представления сообщить клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе либо о невозможности устранения соответствующих оснований исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом. В законе не сказано, какое именно подразделение банка должно рассматривать указанные обращения клиентов. Однако стоит заметить, что представители Банка России, комментируя еще Методические рекомендации 29-МР, указывали, что данное подразделение должно быть отличным от специального структурного подразделения в сфере ПОД/ФТ. Можно понять логику, которой руководствуется Банк России, – кажется, что подразделению, принявшему решение об отказе, будет сложнее изменить свою точку зрения и пересмотреть его. Однако именно для этого клиенту, который направляет в кредитную организацию жалобу, необходимо предоставить сведения и документы, которые помогут по-новому оценить ситуацию и в свете новых фактов отменить ранее принятое решение об отказе в проведении операции или принятии на обслуживание. Сейчас же может сложиться ситуация, когда правомерность ранее принятого решения об отказе будут оценивать сотрудники кредитной организации, не являющиеся экспертами в области ПОД/ФТ. Банкам предстоит аккуратно решить эту непростую кадровую задачу.

Также закон предполагает создание при Банке России межведомственной комиссии, в которую физическое или юридическое лицо сможет обратиться в случае, если их не удовлетворит решение кредитной организации, вынесенное по итогам рассмотрения жалобы по процедуре, описанной выше. Банки обязаны представлять в межведомственную комиссию мотивированное обоснование принятого решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), а также мотивированное обоснование о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми было принято данное решение. Решение межведомственной комиссии является обязательным для кредитной организации. После получения банком решения межведомственной комиссии об отсутствии оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), такой банк обязан направить в уполномоченный орган информацию об отзыве ранее направленного сообщения об отказе, а в случае обращения физического или юридического лица в банк не вправе отказать заявителю в проведении операции или в заключении договора банковского счета (вклада) соответственно. Требования к заявлению, состав межведомственной комиссии, порядок и сроки рассмотрения межведомственной комиссией заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, и порядок принятия решения по результатам такого рассмотрения устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.

Дополнительно вводится обязанность для кредитных организаций при устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции или заключении договора банковского счета (вклада), сведения о котором были представлены в уполномоченный орган, представлять в уполномоченный орган сведения о таком устранении в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения соответствующего основания. На деле это означает появление механизма регулярного отзыва ранее направленных в ФСФМ сообщений об отказе.

Поскольку такой механизм был ранее описан в Методических рекомендациях 29-МР, Банк России уже внес изменения в форматы ОЭС об отказах, направляемых в уполномоченный орган в соответствии с Указанием Банка России от 20.07.2016 г. № 4077-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом по инициативе кредитной организации, о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции» – теперь в сообщении присутствуют специальные поля, которые заполняются в случае отзыва ранее направленного сообщения в связи с изменением обстоятельств. Новая версия форматов 4077-У действует с 14 декабря 2017 года.

Однако не до конца урегулированным остался вопрос об отзыве ОЭС об отказах, которые ранее направлялись в уполномоченный орган в соответствии с не действующим в настоящий момент Указанием Банка России от 23.08.2013 г. № 3041-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с клиентом, отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции и о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом по инициативе кредитной организации», ведь направление информации об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе, возможно только в том же формате, в котором было направлено первоначальное сообщение об отказе. Естественно, никакие изменения в форматы 3041-У не вносились. Таким образом, отозвать ОЭС об отказе, направленные в формате, предусмотренном Указанием № 3041-У, можно только в общем порядке, описанном в данном указании – направить запрос удаления записи, который используется для сообщения уполномоченному органу о необходимости удаления представленных сведений, которые, по мнению кредитной организации, являются ошибочно направленными. Но в данном случае банк может не считать отказ ошибочно направленным, просто на настоящий момент были устранены основания, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе, и в связи с этим потребовалось отозвать ОЭС об отказе. Возможно Банк России прокомментирует банковскому сообществу, какие действия необходимо предпринять в данной ситуации.

Положения закона, регламентирующие механизм «реабилитации», вступят в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования.

Галина Кудрявцева,
секретарь Комитета АРБ по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс рискам.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
0
Максим Карасев ООО "АТЛАН", Генеральный директор
25.12.2017 16:22:56
Хоть что-то, СПАСИБО. Теперь проще станет узнавать причины об отказе в проведении операции. А еще лучше довести до кредитных учреждений истину, что отказать могут по 115-му в проведении операции, по которой не предоставлены документы, либо подозрение в легализации. Ключевое слово "операция", т.е. конкретная. А то запросят за полгода документы, не известно каким образом рассмотрят, и, даже при наличии пройденных проверок с налоговой, выносят решение об отказе в проведении любой попавшейся операции, а потом в суде доказывают, "мы сделали анализ операций по счету.....". А ты в этот момент не работаешь, клиенты уходят, сотрудники разбегаются, долги растут....
А еще на законодательном уровне нужно закрепить планку по процентам: снятия наличности и перевода денежных средств на свой счет в другие кредитные учреждения, а то доходит до 10%. Не плохой заработок на использовании ФЗ-115, суды выносят 50/50 решения по 10%. Слышал заработок одного из банков на этом 1000000000 рублей.
Ссылка 0
Это интересно    Вчера 11:13

Российский мастер создает уникальные монеты с секретом

Всемирную славу приобрел Роман Бутин - мастер из Екатеринбурга, который вот уже несколько лет создает уникальные фэнтезийные монеты с секретом. По сообщению зарубежных СМИ, цены на монеты российского художника могут достигать 10 тысяч долларов США.

Это интересно    Вчера 09:05

За полгода работы трейдинговая фирма Genesis Global выдала криптовалютные займы на полмиллиарда долларов

Базирующийся в Нью-Йорке внебиржевой криптовалютный дилер Genesis Global Trading сообщил, что всего за полгода работы выдал своим институциональным клиентам займы в криптовалютах на сумму более полумиллиарда долларов США. Об этом пишет Bloomberg.