Изменилось ли за последнее время отношение банков к давней идее АРБ о введении института банковского омбудсмена и какая для этого

16.06.2010   \  Новости АРБ

Серьезно прорабатывать этот вопрос в АРБ начали еще в 2004 году. Тогда специалистами Ассоциации была проведена огромная работа по изучению зарубежного опыта и проанализировано мнение банковского сообщества. Однако несколько обсуждений данного вопроса на Совете АРБ (в 2004 и 2007 годах) показали, что сообщество не было готово к появлению системы омбудсмена как таковой.

Тем не менее, в АРБ был подготовлен проект механизма внесудебного разрешения споров с участием банковского омбудсмена. В качестве концептуальной основы деятельности российского банковского омбудсмена предлагалось избрать германскую модель, в соответствии с которой офис финансового омбудсмена не является государственной структурой. Среди основных принципов работы омбудсмена выделялись, в частности, независимость омбудсмена от банков, бесплатность его услуг для истца, включение в программу большинства клиентов банков, включая малые предприятия (с оборотом до 10 млн. рублей), размер исков и компенсаций предлагался в размере до 300 000 рублей. В документе особо подчеркивалось: обеспечение бесплатной, доступной, простой и справедливой внесудебной процедуры разрешения споров между банками и их клиентами избавляет последних от необходимости прибегать к дорогостоящим и длительным судебным процедурам.

Все эти годы АРБ не оставляла эту тему без внимания, а в марте 2007 года Ассоциация подготовила совместный план мероприятий с Международной конфедерацией обществ потребителей (КонфОП) по стабилизации ситуации на рынке потребительского кредитования. Первым пунктом в нем значилось создание института банковского омбудсмена и учреждение «Комиссии по рассмотрению жалоб граждан – клиентов кредитных организаций» под председательством Уполномоченного по правам граждан – клиентов кредитных организаций (банковского омбудсмена).

Сегодня в виду более активного обсуждения банковским сообществом темы создания института финансового омбудсмена Ассоциация российских банков вновь обратилась к представителям банков с вопросами. Ответы на них помогут четко сформулировать современную консолидированную позицию сообщества, всесторонне обсудив как концептуальные, так и финансово-организационные аспекты создания обсуждаемого института, в большинстве случаев остающиеся за рамками общественных дискуссий.

По итогам анкетирования Положение о банковском омбудсмене будет в сжатые сроки доработано с учетом высказанных предложений таким образом, чтобы оно отвечало современным требованиям рынка, и было практически реализуемым.

С материалами по банковскому омбудсмену можно ознакомиться на нашем сайте по ссылкам:
/site/docs/docs.php?doc=33;
/site/docs/docs.php?doc=43

Анкета размещена в разделе Документы-Прочие по ссылке:
/site/docs/docs.php?doc=964

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.