История на службе заемщика

04.12.2003   \  Новости АРБ

Под категорию благонадежных с точки зрения банков заемщиков попадают, по оценкам специалистов, меньше 5% населения. Хотя желающих взять кредит и, что важно, отдать его как минимум в пять раз больше. Ситуация должна измениться с появлением в следующем году настоящих кредитных бюро, которые будут собирать информацию о плохих и хороших заемщиках для банков. Так что если вы хотите пользоваться банковскими кредитами в будущем, да еще на льготных условиях, о кредитной истории нужно думать уже сейчас.

"Практика продажи самых различных товаров в кредит получает все большее распространение, - рассказал глава департамента кредитных операций Юниаструмбанка Сергей Кузнецов. - Но если на ряд товаров народного потребления оформить кредит можно в крайне сжатые сроки, то в случае с более дорогостоящими приобретениями банки не могут себе позволить принять решение о выдаче кредита без тщательной предварительной проверки. Налицо необходимость создания единого центра, в котором бы аккумулировалась вся информация о заемщиках". Однако создать реально действующее кредитное бюро в России до сих пор не могут. И это несмотря на то, что попытки собирать информацию о заемщиках предпринимаются целым рядом организаций, которые даже регистрируют свои кредитные бюро. С одной стороны, банки боятся потерять хороших клиентов, если информация о них станет доступной конкурентам. С другой стороны, заемщики опасаются, что информация о них попадет в чужие руки. А тут еще и законодатели не спешат принять закон, регулирующий деятельность кредитных бюро (законопроект был внесен на рассмотрение Госдумы еще в июне). Одним словом, верхи не хотят, низы не могут. Вот только революции в потребительском кредитовании не происходит. Хотя, безусловно, с появлением кредитных бюро свободно вздохнут и банки, и заемщики. Что же касается самого законопроекта, то проект депутата Грачева "О бюро кредитных историй" уже рекомендован к рассмотрению депутатами Госдумы на первом чтении.

"Возможность получения информации по кредитным историям через бюро позволит принимать решение о кредитовании быстрее, - объясняет вице-президент Пробизнесбанка Майкл Ракман. - В то же время мы сможем предоставлять соответствующие процентные ставки, отражающие риск, связанный с тем или иным клиентом: хорошим клиентам низкие, плохим - высокие. Снижение затрат (за счет упрощения процесса сбора данных) и обострение конкуренции приведут к уменьшению стоимости кредитов по большинству заявок и в итоге к снижению рыночных ставок в целом".

Впрочем, чтобы прогноз стал реальностью, заемщики уже сейчас должны начать заботиться о создании положительной кредитной истории. Как рассказал президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, информация о неблагонадежных заемщиках уже сейчас заносится в так называемый черный список. "Сведения о неблагонадежных клиентах собирают не только в Москве, но и в регионах, например, в Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде, Северо-Западном регионе", -добавил господин Тосунян. Скорее всего, база данных кредитного бюро или нескольких бюро, которые планируется открыть в следующем году, будет создаваться на основе существующих сейчас черных списков. "Уже с весны 2004 года банки начнут обмениваться историями ненадежных заемщиков, которые каждый банк собирает с начала своей работы. Другими словами, те, кто в свое время не возвращал долги, уже не смогут рассчитывать на очередной заем", - отмечает Гарегин Тосунян.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.