Гарегин Тосунян провел Открытую дискуссию о добросовестности в бизнесе

27.11.2020   \  Новости АРБ

26 ноября на платформе Zoom прошла Открытая дискуссия АРБ «Бизнес: добросовестность и смежные понятия. Ответственность инвестора и управление рисками». Провел дискуссию Президент Ассоциации российских банков, академик РАН Гарегин Тосунян. Организаторами мероприятия стали АРБ и Национальный исследовательский институт достоинства и права (НИИ ДП).

Во вступительном слове Президент АРБ акцентировал внимание участников на вопросе: “ Характерна ли этичность для бизнеса? И, в частности, для финансовой сферы? Может ли, например, деятельность банков оцениваться с позиций этики, или же она подчинена исключительно законам финансовой математики?

“С одной стороны, банк это коммерческое предприятие, деятельность которого направлена на получение и максимизацию прибыли. С другой стороны, банки выполняют важные общественные функции. Это инвестиции (трансформация вкладов в кредиты), обеспечение расчетов компаний и населения – то есть функционирование экономики. Банки принимают участие в госпрограммах поддержки МСП, ипотечных госпрограммах, участвуют в повышении финансовой грамотности населения”, - сказал он и добавил: “Банки не могут по определению работать без доверия и добросовестности по отношению к своим клиентам. Это неотъемлемая часть банковского бизнеса”.

Вместе с тем, глава АРБ указал на ряд проблем, “когда фиксируются случаи недобросовестной рекламы, мисселинга, а также неуважительного отношения банков по отношению друг к другу – случаи недобросовестной конкуренции”.

Он также привел пример, когда во взаимодействии кредитных организаций с регулятором формируется круг приближенных банков, которым дается исключительное право допуска к бюджетным средствам, программам господдержки. “А это как раз проблема обеспечения справедливости на рынке”- подчеркнул Г.А. Тосунян.

Сопредседатель «Деловой России», заместитель председателя Общественного совета Минпромторга РФ, председатель Экспертного совета Фонда развития промышленности Антон Данилов-Данильян отметил, что в российском законодательстве нет определения термина "добросовестность". “Это, если можно так выразиться, аксиоматический, неопределяемый термин, интуитивно понимаемый, пришедший в право из этики, но очень широко используемый как в нормативных правовых актах, так и, соответственно, в решениях судов и обзорах судебной практики. Поэтому говорят не об определении, а скорее о понимании, что такое “добросовестность", - сказал он и добавил: ”Но для того, чтобы ожидать, а тем более требовать от бизнеса добросовестного поведения, прежде всего надо четко определить этот термин на уровне права, а не этики”.

Спикер сформулировал ряд предложений, которые должны стимулировать добросовестное бизнес-поведедение:
– Добросовестно должны себя вести не только предприниматели, но и представители государственных служб, в первую очередь - следственных, контрольных, надзорных и судебных органов. К сожалению, не существует результатов опросов, чего больше – дачи взяток или вымогательства взяток. Но в любом случае, это действие двустороннее. И если государственная сторона будет вести себя более добросовестно, то и бизнес-поведение вынуждено будет также перестраиваться в этом направлении. Рецепт тут известен – повышать жалование и социальную защищенность соответствующих государственных служащих. Причем, чем больше плотность бизнеса в стране, доверие между слоями общества и добросовестность поведения, тем проще решать эту задачу.
– Должна существенно возрасти роль потребителя/заказчика в формировании добросовестного поведения бизнеса. И в этой сфере государство также должно показать пример. В частности, должны быть разосланы четкие директивы представителям государства в советах директоров подконтрольных государству компаний, корпораций, ориентирующие все звенья таких групп на закупку продукции/услуг, в первую очередь у тех поставщиков, которые ведут себя добросовестно. В частности, у тех, кто не использует сомнительные схемы налоговой оптимизации. В противном случае добросовестное поведение обеляющихся компаний из-за роста у них издержек (в первую очередь – налоговых) будет наказываться проигрышем на торгах. Им же, без соответствующих директив территориальным инспекциям будут в первоочередном порядке докучать налоговыми проверками («искать под фонарем проще, чем в темноте»). Все должны соблюдать закон, но нет возможности проверить всех, соответственно, (требуют уточнения правила отбора тех, кого надо проверять. Суть директивы – запрет на проверки обеляющихся компаний в течение 3 лет (срок исковой давности по налоговым долгам и другим нарушениям).
– Следует отличать добросовестность владельцев бизнеса от добросовестности менеджмента. В последнее время распространяется практика предъявления субсидиарной ответственности владельцев бизнеса в случае недобросовестного поведения контролируемых ими организаций. Должны быть уточнены критерии такого предъявления.
– Необходимо стимулировать деятельность отраслевых союзов добросовестных участников рынков. Практики, которые такие союзы в целом признают недобросовестными, должны или пресекаться, или хотя бы осуждаться. Добросовестно ли ведут себя компании-операторы ФНС по самозанятым, направляя рекламу своих услуг по налоговой оптимизации и хвалясь тем, что они уполномочены ФНС? Их формально правомерные действия очевидно недобросовестны.

Заместитель Председателя Правления ЕАБР Тигран Саркисян подчеркнул, что ведение бизнеса в обществе с высоким доверием становится более эффектиным. ”Доверие дает путь к экономическому процветанию, вопрос лишь в том, как построить общество с высоким уровнем доверия”, - добавил он.

Спикер перечислил несколько факторов, определяющих уровень доверия в обществе:
– общие ценности, интересы и цели;
– информированность (речь идет об организациях, предоставляющих объективную информацию участникам рынка (рейтинговые агентства, аудиторские компании), на основании которой можно выстраивать взаимоотношения с партнерами, знать, добросовестные они или нет);
– знания (если мы основываем наши суждения на современных знаниях, мы снижаем степень риска и более эффективно управляем бизнесом);
– уверенность в неотвратимости наказания при отклонении от обязательных норм поведения.

Заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Илья Кучеров в своем выступлении изложил вопросы добросовестности в налоговом праве.

Он подробно описал правоприменительную практику на основе нескольких ярких примеров из прошлого, а также рассказал о признаках, по которым можно отличить недобросовестного налогоплательщика.

Директор Ассоциации этики бизнеса и корпоративной социальной ответственности Максим Сторчевой отметил, что этика бизнеса в широком понимании существовала всегда, даже на уровне древних племён, этичность на уровне права реализуется в понятии добросовестности поведения участников рынка, и истоки этого понятия идут ещё из римского права.

По его словам, в задачу государственного регулирования бизнеса входит создание таких правил, которые будут поощрять этичность поведения субъектов. Понятие добросовестного поведения можно сформировать, исходя из баланса двух критериев: эффективности и справедливости, добавил спикер.

Д.э.н., профессор кафедры «Финансовые рынки» РЭУ им. Г.В. Плеханова Наталья Наточеева отсановилась на вопросах добросовестного поведения банковского бизнес-сообщества.

“С теоретической точки зрения экономически выгодные условия для бизнеса при соблюдении добросовестного и справедливого поведения можно создать только в том случае, когда экономическая выгода от соблюдения этих условий будет выше, чем выгода от мошенничества, противоправных и незаконных действий”, - сказала она и добавила: “Практически такие условия создать достаточно сложно”.

По ее словам, власти в настоящее время совершают “определенные действия для создания условий высокой транспарентности деятельности участников финансового рынка путем разработки и закрепления на законодательном уровне основных положений раскрытия информации и проверки её достоверности, а также условия высокой защиты потребителей финансовых услуг и информации, соблюдения правил ведения бизнеса”.

Во второй части открытой дискуссии прошла презентация нового проекта АРБ «Национальная школа инвестора», в ходе которой выступил Председатель Правления АРБ Олег Скворцов.

По его словам, сегодня, в ситуации снижения ставок по банковским вкладам и введения налогообложения по ним со следующего года, клиенты банков и частные инвесторы смотрят на альтернативные формы размещения своих средств. “Огромный информационный поток, рекламные предложения, которые сегодня обрушиваются на нас из всех источников и средств массовой информации, многочисленные выступления экспертов и аналитиков, а порою и просто не очень чистоплотных игроков, создают своеобразный информационный «шум», в котором очень трудно принимать взвешенные инвестиционные решения”, отметил он и добавил: “Кроме того, мы понимаем, что уровень финансовой грамотности населения в целом невысок, у многих отсутствует практический опыт работы на фондовых и финансовых рынках”.

Как считает О.В. Скворцов, “в стране еще не создана традиция и культура инвестирования на горизонте нескольких поколений, но еще свежа «генетическая» память потери накоплений и дефолтов.

“Конечно, говорить о высоком уровне доверия населения государству и финансовым институтам еще преждевременно, несмотря на большую работу, предпринимаемую всеми сторонами. Поэтому ассоциация приняла решение старта нового проекта «Национальная школа инвестора» АРБ, резюмировал он.

Спикер также указал на ряд уникальных особенностей школы:
– проект не аффилирован с участниками рынка и не ставит своей целью привлечение ваших денег в управление кого-либо из них;
– проект не продает "торговые сигналы", "стратегии", которые помогут вам "заработать миллион". Мы продаем базовые знания и умения, которые позволят вам грамотно и самостоятельно выбирать пути инвестирования и не поддаваться сомнительным рекламных предложениям, которых так много сейчас появилось на рынке;
– проект позволит вам узнать детали о налогообложении, операционных расходах и прочих существенных нюансах при работе на фондовом и финансовых рынках. Фокус на подобных деталях нельзя недооценивать;
– проект поможет вам понять свой психологический профиль инвестора, толерантность к риску и научит не поддаваться на различные психологические ловушки, которые могут подстерегать инвесторов, и поэтому мы пригласили для участия в нем специалистов Института психологии РАН.

Доцент Финансового университета при Правительстве РФ Мария Гагарина отметила, что в настоящее время наблюдается рост интереса к исследованиям психологических аспектов финансового поведения не только за рубежом, но и в России. “Однако с внедрением полученных результатов в практику есть ряд проблем. Знания остаются доступны только ограниченному кругу людей – ученым-исследователям, преподавателям и тем, кто специально интересуется этими вопросами”, - сказала она.

По ее словам, в России недостаточно сформирована культура обращения за психологической помощью: “Наш человек скорее будет обсуждать свои проблемы с друзьями и знакомыми, искать совета у астролога, гадалки или пытаться справиться сам”.

«Национальная школа инвестора» предлагает слушателям “инструменты для того, чтобы лучше понять себя, свои цели, мотивы, сильные и слабые стороны”, - сказала спикер. Речь идет об экспресс-тестах, дающих представления об индивидуально-психологических особенностях:
• шкала учета будущих последствий (CFC) А. Статмена. Результаты могут быть полезны для прогноза сберегательного поведения, к которому в большей степени склонны люди, ориентированные на отдаленное будущее. Люди, ориентированные на отдаленное будущее также меньше подвержены импульсивному покупательскому поведению, у них реже образуется задолженность по кредитной карте, они менее склонны к азартным играм и гемблингу, в большей степени ориентируются на этические нормы в трудных ситуациях.
• шкала импульсивного поведения – опросник и позволяет определить, в какой степени человек склонен к поиску острых ощущений, к опрометчивым и необдуманным действиям (в том числе при сильных отрицательных и положительных эмоциях), имеет проблемы с сосредоточением на задаче. Данные характеристики связаны с различными формами девиантного поведения: зависимостями (алкогольной, наркотической, игровой), неосторожным вождением автомобиля, агрессивным и суицидальным поведением.
• шкала финансовой тревоги. Умеренный уровень финансовой тревожности, можно рассматривать как оптимальный. Это так называемая «полезная тревожность». Адекватная самооценка финансового положения, взвешенное рациональное отношение к деньгам, и т.п. лежат в основе умеренного переживания личностью состояния беспокойства, волнения, тревоги относительно финансов. Это позволяет человеку контролировать свое экономическое поведение - отказываться от компульсивных трат, финансовых вложений в сомнительные проекты, принятия невыгодных долговых обязательств по множеству банковских кредитов и т.п.

Профессор РАН, заведующий лабораторией социальной и экономической психологии Института психологии РАН Тимофей Нестик уделил внимание психологическим механизмам, которые влияют на принятие тех или иных решений: «Сегодня, как никогда, при выработке индивидуальных и совместных финансовых решений важно доверие к себе и партнерам, которое поддерживает ответственность как осознание своих обязательств перед другими людьми».

Одним из важных факторов доверия он назвал открытость к обсуждению проблем: «Доверие рушится, когда мы уходим от острых вопросов».

Спикер выделил 3 стадии доверия как процесса: 1) когда доверие определяется неким расчётом, 2) углубляется, когда есть опыт совместного решения проблем и здесь важно показать партнеру, что наше поведение предсказуемо и 3) это стадия, когда доверие основано на тождестве, общей идентичности, когда мы разделяем общие ценности и у нас есть чувство общей судьбы.

Он отметил , что в условиях пандемии снижается способность планировать в долгую, и основной причиной является не столько неопределенность ситуации, сколько низкое доверие к социальным институтам и друг другу. “Согласно исследованиям, уровень доверия к социальным институтам в России является одним из самых низких в мире и составляет 30%. А чем меньше мы доверяем друг другу, тем больше нам кажется, что от нас ничего не зависит, а, соответственно, тем меньше мы готовы к добросовестности и солидарной ответственности, что подталкивает нас обращать внимание на средства принуждения”, - подчеркнул он и добавил: “кризис провоцирует ряд эффектов, которые затрудняют принятие решений, и первый шаг в преодолении этих эффектов состоит в понимании, какие психологические механизмы сказываются на нашем принятии решений, и в понимании способов, которые помогут выстроить эффективное принятие решений в команде, в конечном итоге укрепить доверие друг к другу”.


Видеозапись мероприятия и презентации докладчиков доступны в нашем видеоархиве:
https://arb.ru/arb/videos/10435551


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.