Гарегин Тосунян провел Открытую дискуссию «Государственное регулирование цен в рыночной экономике»

30.10.2020   \  Новости АРБ

29 октября на платформе Zoom прошла Открытая дискуссия АРБ «Государственное регулирование цен в рыночной экономике». Провел дискуссию Президент Ассоциации российских банков, академик РАН Гарегин Тосунян.

Во вступительном слове Президент АРБ указал на уникальность формата мероприятия: - “Вся интрига в том, что по данному вопросу у нас нет единого мнения, каждый имеет право отстаивать свою точку зрения, аргументировать, и это придает дискуссии интерес”.

“Что касается темы дискуссии, то во многих странах регулируются цены, комиссии за проведение эквайринга, ставки по кредитам (по крайней мере устанавливаются коридоры), ставки по депозитам (через ключевые ставки и иные процедуры)”, - сказал он и привел в пример Евросоюз, который в централизованном порядке запретил взимать комиссию при переводах между своими счетами в разных банках.

“Регулирование цен не является чем-то оригинальным для нас, но в то же время в ряде сфер оно работает хаотично, не так, как кажется правильным”, - добавил Г. Тосунян.

Член.-корр. РАН, научный руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг в начале своего выступления обрисовал ряд общемировых угроз: потепление, неравенство и геополитика. “Эти проблемы не могут быть решены в рамках саморегулирования. Государство резко увеличивает свою активность,- сказал он и добавил: - “ Дело не в количестве госактивности, а в ее виде и нацеленности на общественный интерес. Если есть сигнал от общества, то тогда формируется установка на регулирование. Это должно исходить от граждан”.

Спикер указал на необходимость контроля за государством: “Государство наращивает свою мощь, а само оно перестает контролироваться. Это практически везде происходит, а в контексте информационных технологий речь идет о цифровом гулаге: государство про нас все будет знать, и если оно будет абсолютно неконтролируемым, как это бывает часто, и в том числе в нашей стране, то мы получаем серьезную угрозу”.

Он не исключил возникновение ситуаций, когда власть может производить интервенции без учета интересов общества.

Р. Гринберг прокомментировал высказывания некоторых экспертов о том, что государство должно уйти из рыночной экономики. “Это, конечно, чудовищно, государство не может уйти из рыночной экономики, оно может стать либо звероподобным, либо демократическим. Вопрос в том, что нужно заботиться о демократизации политической системы”, - сказал он.

По словам спикера, “в России значение антимонопольной службы слишком низкое - она не заслуживает того положения, в котором находится. Ее борьба против монополизма не очень успешна и мы должны мириться с картелями, и это в банковской сфере тоже так”.

Директор Департамента стратегического развития финансового рынка Банка России Светлана Золотарева отметила, что значительная часть сегментов российского финансового рынка - это олигополия с конкурентным окружением. Она в деталях описала характеристики данной модели рынка (модель Форхаймера).

Говоря о вопросах кредитования физлиц, она упомянула исследование 2019 года, показавшее, что устанавливаемая лидером сегмента кредитования физлиц цена (полная стоимость кредита) не отличается от среднерыночной.

Она также привела пример регулирования платежного рынка. “С учетом международного опыта мы инициировали принятие закона, который наделяет Банк России правом назначения предельных значений эквайринговых комиссий. Этот механизм был использован во время пандемии в качестве временной меры, направленной на поддержку реального и финансового секторов экономики”, - сказала спикер.

По ее словам, при участии Банка России в текущем году были созданы условия для отмены первичной ценовой дискриминации: устранена географическая дискриминация потребителей в сфере переводов (проблема так называемого банковского роуминга).

Начальник Управления контроля финансовых рынков ФАС России Ольга Сергеева в своем выступлении затронула ряд нюансов антимонопольного законодательства. “Антимонопольное законодательство исходит из того, что само по себе доминирующее положение нарушением не является, нарушением будут злоупотребления: например, установление монопольно высокой цены (когда страдает потребитель) или монопольно низкой цены (когда конкуренты будут вынуждены уйти с рынка, и тогда доминирующая компания может вернуться к более высокой цене)”, - сказала она.

Применяя тот или иной вариант регулирования, государство исходит из решения конкретных задач, подчеркнула О.Сергеева.

Выступивший в ходе дискуссии д.э.н., профессор, финансовый омбудсмен АРБ Павел Медведев остановился на вопросах, связанных с последствиями и платой при введении регулирования цен на примере Ирландии, где до последнего времени вода в домохозяйства поставлялась бесплатно. Он подчеркнул, что население потребляло в два раза больше воды, при этом ее качество было низким, поскольку государство оплачивало потребление воды, но не финансировало модернизацию очистных сооружений.

“Когда мы регулируем цены, нам надо понять сколько стоит регулирование цен”, - сказал он. “Что касается регулирования цен на российском рынке, то я в ЦБ РФ неоднократно предоставлял расчеты о том, сколько реально с накрутками стоят заимствования. Сообщаю, что всегда после того, как вводилось регулирование, реальная стоимость заимствований была в 1,5-2,5 раза выше чем та, о которой нам сейчас докладывал ЦБ и выше, чем до вступления регулирования”, - отметил П.Медведев и добавил: - “Это счастье, которое предоставили гражданам, вышло им боком. Им пришлось за кредиты платить больше”.

Видеозапись мероприятия доступна в нашем видеоархиве:
https://arb.ru/arb/videos/

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.