Гарегин Тосунян не понимает «арифметику» властей

21.07.2011   \  Новости АРБ

Представители банковского сообщества обеспокоены ужесточением нормативов резервирования, проблемами недокапитализации и сложностью конкурентной борьбы в условиях огосударствления банковского сектора.

 

«Деньги идут к деньгам». Этим общеизвестным принципом, по мнению представителей ЦБ, объясняется лидирующая роль госбанков в российском финансовом секторе. В ходе выступления на Петербургской международной банковской конференции Михаил Сухов, директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций пояснил: «Государство не стремится поставить под контроль банковский бизнес. Сами клиенты, видя расширенные финансовые возможности, выбирают тот банк, который может им предложить наилучшие условия».

 

Представители банков согласны со справедливостью данного утверждения. Но среди причин, заставляющих большинство потребителей делать выбор в пользу казенных кредитных организаций, усматривают прямую вину госструктур.

 

Сытый голодного не разумеет

 

В борьбе с последствиями финансового кризиса власти решили перестраховаться и выбрать стабильность и устойчивость системы в ущерб её развитию – таково на сегодняшний день мнение профессионального сообщества. Особое негодование вызывает недавно вступившая в действие редакция инструкции 110-И «Об обязательных нормативах банков».

 

«Эффект, связанный с отдельными мошенническими действиями, не является основанием для увеличения резервов, что в свою очередь приводит к снижению объемов кредитования и удорожанию кредитных ресурсов - считает Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков (АРБ).- Помимо того, что в такой ситуации банки вынуждены перекладывают затраты на плечи клиентов и в итоге страдает потребитель, затормаживается вся система в целом».

 

Тосунян призвал регуляторов не распространять «синдром Урина» на все банковское сообщество России.

 

С лидером профессионального сообщества согласен и Артем Констандян, президент Промсвязьбанка – одного из крупнейших частных банков страны. «Доля банковских услуг, в том числе и кредитования, в российской экономике ещё далека от западных стран. Если наша цель спокойно и без потрясений находиться в той ситуации, в которой мы находимся, то политика выбрана верно. Но тогда мы обречены прозябать на экономической карте мира. Если хотим ускоренного развития и качественного улучшения экономики, то темпы роста банковской системы нужно наращивать и за счет неё стимулировать производство» - уверен Констандян.

 

Банкиры считают, что ужесточение регулятивной модели на манер цивилизованных стран для российской экономики не приемлемо. Пока существуют такие проблемы, как двузначные ставки по кредитам, отсутствие возможностей инвестирования и получения долгосрочных ресурсов, вопросы нельзя решать простым усилением надзорных требований.

 

«Мы имеем реально неразвитую инфраструктуру, которая тормозит весь производственный процесс, который, в свою очередь, влияет на финансовый рынок. И при этом говорим о том, что в Базеле-3 предполагается некоторое усиление, потому что западные развитые рынки увлеклись кредитованием - прокомментировал Тосунян - Не стоит слепо копировать действия западных регуляторов. У российского финансового рынка иные причины падения и другие стратегические цели. Без стимулирования долгосрочного кредитования мы не сдвинемся с места».

 

Опроверг лидер банковского объединения и утверждение о докризисной закредитованности российской экономики. По его мнению, присутствовало непропорциональное развитие отдельных сегментов рынка, но оно не отменяет состояние кредитной дистрофии, которое так и не удалось преодолеть. Поэтому не стоит ровняться на запад, где, действительно, имело место перенасыщение финансовыми ресурсами. Пока же получается, что голодный намеренно и осознанно ограничивает себя лишь потому, что объевшийся сосед сел на диету.

 

В поисках разумного баланса

 

Борясь против ужесточения нормативов, профессиональное сообщество ратует за то, чтобы у ЦБ было право на мотивированное суждение при возникновении подозрений о махинациях и завуалировании некачественного капитала. Это должно быть аргументированное суждение, понятное не только адресату, но и остальным участникам рынка.

 

К сожалению, правоприменительная практика пока говорит о недостаточности данного инструмента регулирования. Александр Турбанов, генеральный директор Агентства по страхованию вкладов (АСВ) уверен, что четкие формализованные критерии абсолютно необходимы. Иначе велика вероятность повторения истории с процедурой банкротства Тюменьэнергобанка, когда судебное рассмотрение растянулось на полтора года из-за регулятивных недоработок и невозможности подкрепить профессиональное суждение комиссии ЦБ соответствующими нормативными актами.

 

Михаил Сухов также настаивает на том, что зона повышенного риска для банков должна иметь повышенное покрытие капиталом. Вопрос, по каким признакам она выявляется, пока остается открытым и явно требует доработки. ЦБ готов рассматривать конкретные предложения о вычленении тех признаков, под которыми скрываются не только потенциальные потери, но и рациональный бизнес.

 

«Любой нормативный акт может быть ещё раз оценен сообществом, но нужно внести дополнительные критерии, чтобы провести водораздел между очевидными потерями, мыльными пузырями и здравым бизнесов» - пояснил Сухов.

 

Найти баланс, между посылом на развитие системы и разумной осторожность представители ЦБ и АРБ постараются уже к осени. Сейчас АРБ готовит свои предложения по внесению поправок в нашумевшую редакцию инструкции, чтобы совместно с представителями регулятора нивелировать негативный эффект вводимых ужесточений.

 

Одним из вариантов развития событий может стать структуризация банковской системы. Например, предлагаемое и АРБ, и АРБР деление на региональные, межрегиональные и федеральные банки с разработкой нормативной базы для работы каждого сегмента. С учетом того, что региональные банки имеют неплохие показатели достаточности капитала, они вполне могут эффективно удовлетворять финансовые потребности мелких и средних предпринимателей. Представители банков считают, что для такой работы на местах не обязателен тот объем капитала, который сейчас требуется от любого учреждения с банковской лицензией. В России почему-то не прижилась западная практика, когда к крупным кредитным организациям применяются более жесткие нормативы, чем к мелким. Наша система регулирования построена по обратному принципу, что затрудняет реальную работу небольших частных банков.

 

Диалектика количества и качества

 

Согласно регулятивным нормам, капитал любого банка должен соответствовать двум критериям: достаточности и удовлетворительного качества. Если первый критерий вызывает активную дискуссию, то со вторым согласны абсолютно все участники рынка.

 

«Для многих из наших банков характерно отсутствие качественного капитала. В первую очередь из-за его фактического вывода, когда капитал остается только на бумаге. Исходя из практики АСБ, у банков с отозванными лицензиями капитал отсутствовал за много лет до отзыва. В этой связи просто необходимо ужесточать уголовную ответственность руководителей банков за преднамеренное банкротство, вывод активов и фальсификацию отчетности, - выразил опасения Александр Турбанов. Системные кризисы, по утверждению главы АСВ, так тяжело отражаются на российском финансовом секторе именно из-за проблем с капиталом и активами. Если в «хорошие» времена сгнившая изнутри банковская структура ещё может держаться на плаву, то любые внешние проблемы тут же вынуждают её пойти на дно.

 

«Все банки, у которых мы отзывали лицензии, в конечном счете пострадали от отсутствия капитала. Они вкладывали определенную часть заработанных доходов в камуфлирование его отсутствия. Соответственно дороговизны применяемых схем, они были раскрыты с той или иной скоростью - прокомментировал проблему Михаил Сухов - Сейчас для здоровой части банковского сообщества эта тема носит рабочий характер. Банки находятся в том состоянии, когда им необходимо привлечь дополнительный капитал. Их эффективность показывает, что сейчас самое время. Способы привлечения – это бизнес-вопрос, который каждый банк решает сам для себя».

 

Меж тем способов этих не так много: финансовые вливания со стороны собственников, сторонних инвесторов, IPO и капитализация банковской прибыли. Первый вариант, безусловно, наиболее очевиден, но возможности для такого рода допфинансирования есть не всегда. IPO – инструмент, доступный единицам российских банков. Но и его использование не снимает проблему конфликта между долгосрочными целями банка и краткосрочными интересами инвесторов. Если говорить о привлечении иностранных инвесторов, то, несмотря на достаточно большой потенциал развития рынка, мы наблюдаем скорее процесс падения инвестиционного интереса к нашей стране. Знаковым событием в череде оттока капитала стало полное закрытие банком HSBC розничного сектора.

 

Наталья Николаева, управляющий директор Ситибанка объясняет подобные решения вопросами экономической целесообразности: «Мотивы инвестирования всегда и для всех одни: деньги должны зарабатывать деньги. Избыточности капитала быть не должно, средства должны работать. Если на рынке нет достойных объектов финансирования, то капитал получается достаточно дорогим удовольствием для инвестора».

 

Стратегически правильным было бы наращивание собственного капитала за счет банковской прибыли, но на фоне снижения маржинальности сделать это крайне сложно. В помощь банкам Дмитрий Ананьев, председатель комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению, озвучил инициативу комитета по введению нулевой ставки налога на прибыль для прибыли, реинвестируемой в капитал. По мнению комитета, это могло бы стать полезной и эффективной мерой, позволяющей банкам решать проблемы докапитализации наиболее простым способом.

 

«Аргумент, что в бюджете не хватает средств, просто не принимается. Особенно когда мы начинаем анализировать сделку приобретения банком ВТБ банка Москвы. Масштаб государственного взноса в данном случае и объем недополученных средств при введении нулевой ставки налога на прибыль просто не сопоставимы», - считает Ананьев. Он уверен, что эффективное развитие системы возможно только тогда, когда экономический смысл и работа на долгосрочные перспективы смогут победить бюджетный, бухгалтерский прямолинейный подход.

 

Ищите деньги

 

Все предпринимаемые на сегодня регулирующими органами меры, по мнению экспертов, приведут к ещё большей концентрации капитала в руках госбанков. «Концентрация – антипод конкуренции и диверсификации, - уверен Гарегин Тосунян – Это нездоровая ситуация, когда государство огромные средства направляет в одни руки и в то же время ссылается на отсутствие средств, когда речь идет о необходимых налоговых преференциях».

 

Проблема состоит также в том, что и без того имеющие явные стартовые преимущества госбанки стали вести крайне агрессивную, демпинговую политику. Тем самым мешая созданию естественной конкурентной среды, рыночному ценообразованию и снижая инвестиционную привлекательность отрасли в целом. Частные банки вынуждены искусственным образом снижать маржу и снижать показатели рентабельности, что уменьшает возможности их докапитализации.

 

«Сейчас, действительно, сложилась спорная ситуация, связанная с агрессивной политикой госбанков – высказал мнение Александр Турбанов - Поддержка на период кризиса была естественным шагом, но сейчас огосударствление начало препятствовать естественному развитию банковской системы. Государству нужно определиться со стратегией развития банков со своим участием».

 

Наталья Николаева также отметила, что покупка госбанками других финансовых институтов входит в противоречие с теми мерами, которые предпринимаются по приватизации. «Политика должна быть сформулирована более четко. На те активы, которые поглощаются госбанками, был бы спрос со стороны других участников рынка, если бы был объявлен открытый конкурс» - считает Николаева.

 

Михаил Сухов оказался в этом вопросе более оптимистичен. Он полагает, что роль инвестиций, которую сделало государство в условиях кризиса, нельзя недооценивать. Последствия же будут рассасываться нормальным естественным путем, без введения искусственных ограничений. В представителя ЦБ вселяет уверенность тот факт, что в тридцатке крупнейших банков есть как минимум семь (всего!) частных с показателями рентабельности, близкими к лидерам. По словам Сухова, это должно свидетельствовать о возможности нормальной конкуренции. Частникам осталось только найти ещё немного денег для вливания в собственный капитал. Но это уже не проблемы ЦБ…

 

В сухом остатке

 

Вообще, от 16-й Петербургской банковской конференции осталось любопытное впечатление. На предыдущих пятнадцать позиции банковского сообщества и представителей власти часто радикально различались. Стороны спорили, искали точки компромисса той или иной проблемы. На этой же конференции одни били в набат, а другие попросту отрицали наличие самой причины для тревоги. «Все хорошо, прекрасная маркиза» - примерно так можно оценить выступления и Михаила Сухова и заместителя министра финансов России Алексея Саватюгина. «Капитал бежит из страны!» - говорил Ананьев. Пустяки, констатируют власти. «Госпрессинг убивает конкурентный рынок!» - отмечал Тосунян. Ерунда, констатируют власти.

 

Диалог был как минимум странным, ощущение, что выступающие находятся в разных мирах. И на этом фоне особенным диссонансом прозвучало как всегда интеллигентное, но очень четкое выступление единственного чиновника – Александра Турбанова, который заявил, что согласен с банкирами: проблема госпрессинга существует. Что бы это значило – покажет время…

 

Вот только это время работает отнюдь не на частный банкинг. Как с удовлетворением отметил Михаил Сухов, банковская система России стала измеряться не четырехзначной, а трехзначной цифрой: в стране осталось менее тысячи банков. На что Гарегин Тосунян в сердцах вопросил: «А смысл - в этом? Так сделайте эту систему двухзначной или однозначной. Или оставьте вообще один банк…»

 

 

 

P.S. В ходе Петербургской банковской конференции состоялась пресс-брифинг, на котором были озвучены вопросы совместной он-лайн-конференции Промсвязьбанка, агентства Bankir.Ru, журналов «Банки и деловой мир» и «Банковское обозрение» и портала 123Credit.ru, посвященной петербургскому форуму.

 

Петербург.

 

 

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Аналитика    Сегодня 13:11

На каждого россиянина в 2017 году пришлось 105 тыс. рублей налогов

Аналитическая служба «Реального времени».

Аналитика    Сегодня 13:00

Для рубля есть очередной негативный сигнал

Аналитики "Нордеа Банк".

Точка зрения    Сегодня 11:33

Почему Россия так резко сократила вложения в гособлигации США

Борис Хейфец, Профессор Финансового университета при правительстве РФ. Россия в мае сократила объем вложений в гособлигации США примерно до $15 млрд и выбыла из списка крупнейших держателей казначейский бумаг, сообщается на сайте американского Минфина.

Это интересно    Сегодня 09:07

Игры пива и матрешек. Кто больше всех заработал на мундиале

Аналитики подсчитывают, сколько потратили почти три миллиона болельщиков в 11 городах, где проходили матчи чемпионата мира по футболу. Только валютные расходы иностранных гостей оцениваются примерно в два миллиарда долларов. Кому все это досталось — в материале РИА Новости.