Банкиры не увидели кризиса

20.01.2005   \  Новости АРБ

ВЧЕРА ПРЕДСТАВИТЕЛИ КРУПНЫХ БАНКОВ ВО ГЛАВЕ С ПРЕЗИДЕНТОМ АССОЦИАЦИИ РОССИЙСКИХ БАНКОВ (АРБ) ГАРЕГИНОМ ТОСУНЯНОМ ПОДВОДИЛИ ИТОГИ ПРОШЛОГО ГОДА. ПРИЧЕМ ЛЕТНИЕ ВОЛНЕНИЯ НА БАНКОВСКОМ РЫНКЕ ПОСТАРАЛИСЬ НЕ ВСПОМИНАТЬ.

Более того, на вопрос, не спровоцирует ли окончание первого круга проверки банков (он заканчивается 27 марта) перед их приемом в систему страхования вкладов населения новую волну недоверия между банкирами, а также между банками и их клиентами, банкиры бодро ответили, что "обойдется без эксцессов". Между тем Тосунян признал, что "проблема все-таки есть", но она носит скорее "индивидуальный характер". Так что все были настроены весьма оптимистично: похоже, что в ближайшем будущем банковского кризиса не предвидится.

И вообще не стоит уж так однозначно оценивать процедуру отбора, ведь и руководители ЦБ, и руководители Агентства по страхованию вкладов неоднократно заявляли, что прием в систему страхования вкладов не означает, что банку присвоен "знак качества". Точно так же, как отказ в приеме - совсем не сигнал, что банк является "проблемным" и от него надо держаться подальше. Но естественно, что в процессе этой проверки Центробанк будет выявлять банки, которые надо лишать лицензии и выгонять с рынка. Кстати, за прошлый год из почти полутора тысяч российских банков лицензии были лишены всего 30, хронически не выполнявших предписания регулятора и задерживавших платежи клиентам.

Однако аутсайдерами системы страхования вкладов могут оказаться и другие, вполне нормальные банки, которым по ряду причин будет отказано в праве работать с массовым вкладчиком. Государство лишь откажет им в своей "страховке": в будущем работать с вкладчиком должны иметь право только те банки, которые обладают достаточным запасом прочности.

Между тем, по признанию президента АРБ, "большинство вопросов, не решенных в прошлом году, так и остались нерешенными". Это прежде всего проблема насыщения банковской системы "длинными" кредитными ресурсами, низкая капитализация отечественных банков и высокие издержки, приводящие к завышению процентных ставок по кредитам.

Оставляет желать лучшего и качество управления банками, оценка ими финансовых рисков, что также не способствует стабильности системы в целом. Именно стабильность, что более чем естественно после прошлогодних "турбулентностей" и летнего кризиса доверия между самими банкирами, наряду с "повышением темпов развития банковской системы" АРБ обозначила, как свою главную стратегическую задачу.

Впрочем, покаявшись в отдельных недостатках, банкиры и сами решили покритиковать качество управления банковской системой со стороны Центробанка. В конечном счете именно регулятор определяет цену денежных ресурсов, а значит, и себестоимость банковских услуг, от которых напрямую зависит величина предлагаемых клиентам процентных ставок. По мнению Тосуняна, Центробанк вполне мог бы организовать в ближайшем будущем рефинансирование банков, то есть снабжение их необходимыми ресурсами, под обеспечение надежными активами.

И предложил разработать стандарты (список) таких активов. Банкиры считают, что стандартизировать надо и тексты типовых депозитных и кредитных договоров. Это связано с тем, что клиент банка часто не понимает того, что ему гарантировано договором, а что - нет. Часто декларируемый банком процент по кредиту не совпадает с реальным.

Выплачиваемые банку суммы включают сложно рассчитываемые комиссионные, плату за ведение ссудного счета и прочие "поборы" (кстати, на подобные факты нечестной конкуренции уже обратил внимание антимонопольный комитет).

Понятный клиенту текст договора - это то, что нужно прежде всего самим банкам для того, чтобы обеспечить себе действительное, а не мнимое конкурентное преимущество, например, перед иностранными банками, давно овладевшими простейшими приемами борьбы за клиента. По мнению представителей банковского сообщества, введения стандартов банковских контрактов можно ожидать уже через 3 - 6 месяцев. По всей вероятности, массовый клиент, равно как и кредитование малого бизнеса, достанется отечественным банкам. Однако для этого, по мнению Тосуняна, Центробанку следовало бы "упростить процедуру открытия банками дополнительных офисов и филиалов в регионах". Понятно, что банк должен быть поближе к потенциальному клиенту, который не должен часами добираться до него на автомобиле или даже на вертолете. Но сейчас затраты на открытие нового филиала обходятся банкам в круглую сумму до 100 тысяч долларов: это, по мнению банкиров, совершенно ненормально и ограничивает объемы кредитования, в частности, малого и среднего бизнеса, на который наши банки уже давно пытаются делать ставку. Предлагаемая клиентам процентная ставка зависит в том числе и от издержек банка на развитие региональной инфраструктуры.

Банковское сообщество не отказалось бы и от помощи государства, которое могло, с одной стороны, взять на себя часть рисков, рефинансируя банки, которые дают кредиты развитие бизнеса. С другой стороны, оно могло бы заняться ликвидацией банковской безграмотности перспективных заемщиков.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Это интересно    16.02.2018 07:19

Обещанной властями "двойной пенсии" придется ждать 30 лет

Власти РФ обозначили амбициозную задачу правительства – достижение уровня пенсии в 2,5 прожиточных минимума, около 25 тысяч рублей. По словам вице-премьера Ольги Голодец, это заявлено в стратегии пенсионного развития страны. Динамика движения к этой цели зависит от тех мер, котор...

Интервью    15.02.2018 09:30

Сергей Горьков: «Эра бумажных денег завершается»

При помощи ВЭБа регионы, ведомства и госкомпании уже начали внедрять блокчейн-технологии. Перед Россией встают новые вызовы, и ответом на них станет ВЭБ 3.0 — обо всем этом в интервью «Известиям» рассказал председатель правления госкорпорации Сергей Горьков.

   

Календарь мероприятий

Мы на Facebook