Ассоциация российских банков приняла участие в рассмотрении подготовленного Банком России проекта Указания «О порядке отзыва у

07.06.2008   \  Новости АРБ

Об этом говорится в письме Президента АРБ Г.А.Тосуняна в Банк России. Ассоциация российских банков, отмечается в нем, надеется, что предложенные банковским сообществом замечания к проекту Указания будут учтены при его доработке Центробанком.

Указание призвано определить «порядок» отзыва ЦБ у кредитной организации (КО) лицензии на осуществление банковских операций. К сожалению, проект содержит лишь перечень различных обстоятельств, которые должны свидетельствовать о «существенной недостоверности отчетных данных кредитной организации». Интересно, что схожий перечень нарушений, а также требуемый порядок применения санкций содержатся в Инструкции ЦБ от 31 марта 1997 года №59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности». Однако за те же самые нарушения, которые перечислены в проекте Указания, Инструкция предлагает применять не только отзыв лицензии, но также иные санкции, установленные статьей 75 Закона о Банке России. В частности, например, взыскивать штраф; ограничивать проведение отдельных банковских операций на срок до шести месяцев.

Издание проекта Указания в предложенной редакции, по мнению юристов АРБ, неизбежно приведет к коллизии в нормативных актах Банка России и отсутствию однозначного понимания подхода при разграничении различных случаев. Например, становится не ясно, когда ЦБ отзывает у КО банковскую лицензию за предоставление недостоверной отчетности, а когда ограничивается взысканием штрафа или простым предупреждением.

Поэтому предлагается:

1) включить в проект подробный механизм (процедуру) отзыва лицензии у КО по рассматриваемым основаниям, чтобы привести его в соответствие со статьей 74 Закона о Банке России;

2) четко разграничить случаи недостоверности отчетных данных КО, за которые к ним может быть применена санкция в виде отзыва лицензии, от других искажений отчетности, влекущих применение иных мер, в частности, установленных статьей 74 Закона о Банке России и Инструкцией №59.

Представление недостоверных отчетных данных может произойти по разным причинам, говорится в письме АРБ. Например, в результате компьютерного сбоя или технических погрешностей при передаче информации по каналам связи. Поэтому представление недостоверных данных однократно в течение, допустим, одного года не должно приводить к применению Банком России одной из наиболее серьезных мер административного воздействия. Ведь отзыв банковской лицензии в рассматриваемом случае – это право, а не обязанность Банка России. Поэтому ЦБ вправе разграничивать эти случаи в нормативном акте.

В проекте Указания приведен перечень случаев, когда кредитные организации обязаны представлять в Банк России какие-либо отчетные данные. Очевидно, что представленная ими отчетность может содержать недостоверность, как существенную, так и незначительную. Из проекта следует, что во всех перечисленных случаях Банк России должен отзывать банковские лицензии, не принимая во внимание характер и степень нарушения. Представляется, что такой подход не соответствует смыслу пункта 3 части 1 статьи 20 Закона о банках, который допускает возможность отзыва лицензии только при квалификации факта недостоверности отчетных данных как существенного. Следовательно, в проекте целесообразно определить критерии существенности нарушения, которые должны быть общими для всех случаев.

Иначе это может привести к необоснованному (субъективному) применению территориальными подразделениями ЦБ мер, предусмотренных проектом Указания, вместо норм статьи 74 Закона о Банке России, а также поставить в неравное положение фактически стабильные и/или крупные КО, для которых однократное наступление обстоятельств, изложенных, в частности, в пункте 1 проекта Указания, с организациями, осознанно и неоднократно допускающими такие нарушения.

В соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 проекта Указания Банк России вправе отозвать у КО лицензию при установлении одного или нескольких фактов существенной недостоверности отчетных данных, если представленная ею в Банк России отчетность не отражает фактического неисполнения КО обязательств перед кредиторами и (или) обязанностей по уплате обязательных платежей. Представляется, что подобное условие не может свидетельствовать о недостоверности отчетных данных само по себе, поскольку факты надлежащего или ненадлежащего исполнения обязательств могут быть установлены только решением суда, а не Банком России.

Например, подобная ситуация возникает, когда КО считает, что она надлежащим образом исполнила/не исполнила обязательство по уплате, например, обязательных платежей, а этот факт оспаривается налоговым органом. Аналогичная ситуация складывается в случае нарушения договорных обязательств перед контрагентами (кредиторами). Кроме того, установление такого основания можно рассматривать как необоснованное вмешательство в хозяйственную деятельность КО.

Каждое в отдельности нарушение, указанное в пункте 1 проекта Указания, может не носить существенного характера, если они незначительны по величине. Однако при наличии признаков умышленности или системности и без принятия КО мер по их устранению или предотвращению возникновения в будущем могут свидетельствовать о существенной недостоверности отчетных данных.

По мнению юристов АРБ, каждое из нарушений, указанных в подпунктах 1.1–1.4 пункта 1 проекта Указания следует квалифицировать как существенное только в тех случаях, когда искажения отчетных данных привело к изменению суммы активов более чем на 0,1%. А каждое из нарушений, указанных в подпунктах 1.1–1.7 пункта 1 Указания, может привести к переквалификации ссуды в другую категорию качества. Такая переквалификация может породить спор между КО и Банком России, который не может быть разрешен ввиду отсутствия механизма обжалования решения территориального учреждения ЦБ об отнесении конкретной ссуды к той или иной категории качества.

В связи с изложенным, предлагается на период обжалования решения территориального учреждения Банка России о квалификации того или иного действия банка как нарушения, а также обжалования акта проверки или иного документа, в котором будет зафиксирован факт представления КО недостоверной отчетности, применять мораторий на отзыв лицензии. Поскольку отзыв лицензии является чрезвычайной мерой воздействия на кредитную организацию, предлагается в тексте проекта Указания предусмотреть, что она может быть применена только тогда, когда иные меры воздействия, примененные к КО в течение года, оказались безрезультатными.

Проект Указания не учитывает возможность возникновения у КО перечисленных в нем фактов недостоверности отчетности в результате непреднамеренной ошибки рядового оператора при ее составлении в связи с неправильно понятой инструкцией или другими факторами, а также в результате сбоя программного обеспечения или неправильной настройки функционала по составлению отчетности. Многократные изменения, вносимые Банком России в порядок составления отчетности в течение небольшого промежутка времени (2-3 раза в год), приводят к тому, что компании – разработчики программных банковских продуктов не успевают вовремя подготовить качественные версии операционных систем, в связи с чем повышается роль человеческого фактора, что в большей степени и является причиной допускаемых ошибок. Кроме того, указанный в проекте Указания количественный критерий (600 тыс. руб.) по размеру не является существенным не только для крупной КО, но и для небольшого банка.

Поэтому в проект Указания необходимо внести изменения, учитывающие непреднамеренные действия персонала кредитной организации и предусматривающие более высокую степень существенности нарушения, превышение которой отрицательно скажется на ее финансовом положении.

По мнению АРБ, единственной причиной, влекущей отзыв у КО лицензии на осуществление банковских операций, может являться только преднамеренное искажение банком отчетности в целях сокрытия его реального финансового положения, несущего угрозу интересам клиентов, вкладчиков и кредиторов банка.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Новости АРБ    Вчера 11:49

Экспертный совет АРБ: законопроект Минфина «О цифровых финансовых активах» не содержит эффективных механизмов правового регулирования

Это интересно    Вчера 11:18

Богатейший человек мира заработал миллиард долларов за день

Глава онлайн-ретейлера Amazon Джефф Безос за день заработал 1,15 миллиарда долларов. Это произошло благодаря росту стоимости акций его компании — она впервые превысила полторы тысячи долларов за бумагу. Это следует из данных торгов и индекса Bloomberg Billionaires Index.

Это интересно    Вчера 09:09

Пользователь японской биржи Zaif попытался купить биткоины на $20 трлн

Из-за системного сбоя на японской криптовалютной бирже Zaif у трейдеров на протяжении короткого промежутка времени появилась возможность «бесплатно покупать» биткоины — деньги попросту не списывались со счетов пользователей. Об этом сообщает Reuters.

Точка зрения    Вчера 09:01

Рынок МФО: ужесточение мер по займам сильно взволновало инвесторов

Председатель совета директоров группы компаний "Русмикрофинанс" Евгений Аболонин. Банк России планирует ввести ряд новых ограничительных мер на рынке микрофинансирования. В первую очередь, это коснется PDL-займов, которые регулятор хочет свести к единым условиям. Ожидается, чт...

   

Календарь мероприятий

Мы на Facebook