Ассоциация российских банков направила в Федеральную службу по финансовому мониторингу два законопроекта о внесении изменений в

08.07.2008   \  Новости АРБ

Они подготовлены в рамках Комитета АРБ по вопросам ПОД/ФТ, в который в качестве наблюдателей входят представители Банка России и Росфинмониторинга, и являются результатом длительной кропотливой совместной работы специалистов Комитета АРБ и государственных ведомств.

Комитет АРБ по вопросам ПОД/ФТ ведет постоянную работу по анализу практики применения Федерального закона и готовит предложения по совершенствованию правового регулирования деятельности кредитных организаций в этой сфере. Многие проекты, подготовленные Комитетом АРБ, стали основой для внесения изменений в Закон № 115-ФЗ и акты Банка России.

Первый из направленных законопроектов в октябре 2007 года получил поддержку Рабочей группы при Министерстве финансов Российской Федерации, в состав которой входили в том числе представители Минфина России, Банка России, Росфинмониторинга и АРБ.

В нем детально регламентированы операции, подлежащие обязательному контролю. Основным признаком операции, контролируемой кредитной организацией, предложено считать совершение банковской операции. Сделки, включающие несколько операций, будут контролироваться пооперационно организациями, совершающими такие операции.

Срок представления информации в Росфинмониторинг удлиняется в законопроекте до 3 дней. Перечень документов для идентификации клиентов ограничивается удостоверяющими личность физического лица. Расширяется перечень операций на сумму менее 30 тыс. рублей, когда идентификация клиента не проводится.

Законопроект конкретизирует понятие «выгодоприобретатель» и определяет состав сведений, устанавливаемых об этих лицах. Он устраняет трудности при выполнении требования о представлении в уполномоченный орган сведений по сделкам с недвижимым имуществом.

Отзыв лицензии за нарушение Закона предусмотрен, только для случаев, когда такое нарушение повлекло легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма. Во всех остальных случаях ответственность за нарушение норм Закона не должна быть связана с отзывом (аннулированием) лицензии.

Второй законопроект обсуждался и получил единодушную поддержку специалистов на заседании Подкомитета по банковской деятельности Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям 23 апреля 2008г.

Он устанавливает ряд дополнительных основных понятий, используемых в Законе № 115-ФЗ: «клиент», «выгодополучатель», «идентификация» и «документальное фиксирование сведений (информации)». Уточняются нормы статьи 6 Закона в части отнесения к операциям, подлежащим обязательному контролю, платежей по договору финансовой аренды (лизинга). Уточняется перечень сведений по идентификации физлиц путем дополнения его сведениями о дате рождения как существенного признака идентификации.

Законопроект устанавливает право организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, получать от клиента или его представителя учредительные документы, документы о госрегистрации юрлица (индивидуального предпринимателя) и иные, подтверждающие цели и характер деятельности клиента.

Кредитным организациям запрещается открывать счета (вклады) при невозможности выполнить надлежащую идентификацию клиента. Банк также может отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) в случае представления физическим или юридическим лицом недостоверных документов либо наличия информации или иных обстоятельств, позволяющих полагать, что ими могут осуществляться операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Право отказа в выполнении распоряжения клиента в установленных случаях предоставляется всем организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.

Законопроектом устанавливается, что предоставление информации и документов, находящимися на обслуживании организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, физическими и юридическими лицами в целях и порядке, которые предусмотрены законом № 115-ФЗ, не является нарушением служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств).

Законопроектом устанавливается месячный срок со дня отказа банка от исполнения договора банковского счета в случаях, предусмотренных Законом № 115-ФЗ, и направления банком уведомления об этом клиенту. Законопроект определяет также порядок выдачи клиенту его средств с счета, который закрыт кредитной организацией по вышеуказанным основаниям.

АРБ просит Росфинмониторинг изучить указанные законопроекты и высказать свои замечания. Обсуждение законопроектов предполагается провести на рабочем совещании с представителями кредитных организаций – членов Комитета АРБ по вопросам ПОД/ФТ.

Затем доработанные законопроекты будут направлены депутатам Государственной Думы для внесения в качестве законодательной инициативы.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.