11 ноября Правительство России одобрило проекты федеральных законов «О национальной платежной системе» и «О внесении изменений в

12.11.2010   \  Новости АРБ

Концепция законопроектов, разработанных Министерством финансов и Центральным банком РФ при активном участии АРБ, полностью разделяется банковским сообществом, заявил Исполнительный вице-президент АРБ по правовым вопросам Андрей Емелин. По нашему мнению, их скорейшее принятие будет способствовать решению многих проблем, имеющих практическое значение для субъектов национальной платежной системы и, в частности, для кредитных организаций.

Предметом регулирования законопроекта об НПС является деятельность и взаимодействие в рамках платежных систем организаций-операторов по переводу денежных средств, включая операторов электронных денег, операторов по приему платежей, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (операционных, клиринговых и расчетных центров). Особенно важно, что в законопроекте предусмотрены специальные положения, устанавливающие требования к деятельности операторов электронных денег и осуществлению перевода электронных денег, а также требования к деятельности операторов по переводу денежных средств при привлечении ими платежных агентов.

А.Емелин отметил, что в законопроекте об НПС впервые для российского законодательства указаны легальные определения таких понятий, как «национальная платежная система», «платежная инфраструктура», «платежная система», «электронные деньги», «обмен электронными сообщениями» и др. Это – необходимое условие для должного правового обеспечения платежных инноваций, появившихся вследствие современного технологического развития. Сформулированы также специальные положения, устанавливающие требования к деятельности различных субъектов национальной платежной системы.

Конструктивными считает вице-президент АРБ положения законопроекта об НПС, определяющие электронные деньги в качестве самостоятельного объекта прав и регламентирующие отношения, связанные с ними.

Особое внимание, по мнению А.Емелина, необходимо обратить на компромиссные положения статьи 5 законопроекта об НПС, согласно которым операторами электронных денег будут являться кредитные организации, т.е. действующие эмитенты электронных денег смогут получить правовой статус оператора небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Для указанного вида небанковских кредитных организаций будут установлены смягченные требования по минимальному размеру собственных средств (капитала), пруденциальным нормативам и финансовой отчетности.

Лицам, не являющимся операторами электронных денег, запрещается быть обязанным по электронным деньгам и осуществлять перевод электронных денег. Данные положения позволят максимально защитить интересы граждан, которые будут использовать электронные деньги, и сохранить сложившуюся инфраструктуру обеспечения функционирования электронных денег.

Прогрессивной правовой новеллой законопроекта об НПС является урегулирование вопросов функционирования трансграничных платежных систем.

Чрезвычайно важным для российского права, как считает АРБ, является закрепление в законопроекте об НПС выверенной позиции в целях практической реализации комплексного механизма защиты прав потребителей платежных услуг. Основными элементами данного механизма являются: во-первых, требования о создании системы управления рисками в платежной системе и обеспечении исполнения обязательств участников платежной системы по переводу денежных средств, одним из способов которого является гарантийный фонд платежной системы; во-вторых, положения Законопроекта об НПС, регламентирующие осуществление Банком России надзора и наблюдения в национальной платежной системе, а также устанавливающие перечень предупредительных и принудительных мер воздействия.

А.Емелин отметил также, что благодаря высокопрофессиональному и конструктивному подходу Минфина России и Банка России, законопроект о внесении изменений содержит положения, корректно устраняющие возможные противоречия и пробелы в правовом регулировании формирования и функционирования национальной платежной системы России. Высокое качество проработки содержания законопроекта отражается, в частности, в формулировках положений, изменяющих нормы Гражданского кодекса РФ. Речь идет о формировании института перевода денежных средств с определением его безотзывности и окончательности, о приведении базовой формы расчетов платежными поручениями в соответствие с современной банковской практикой, а также о введении формы расчетов платежными требованиями с возможностью ее применения в целях прямого дебетования.

В целом законопроекты позволят обеспечить комплексное и сбалансированное правовое регулирование деятельности национальной платежной системы, сказал в заключение вице-президент АРБ.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Это интересно    Вчера 18:00

На фондовом рынке активы физлиц достигли 6 трлн рублей

Количество клиентов—физических лиц, открывших брокерские счета на конец 2020 года, достигло 9,8 млн человек. В течение 2020 года граждане перевели на брокерские счета около 4 трлн рублей. Об этом сообщил президент Национальной ассоциации участников фондового рынка Алексей Тимофе...

Точка зрения    Вчера 10:05

Пределы риска: почему регуляторы ограничивают массовых инвесторов

Резкие колебания акций и накопленный за 2020 год рост рынка создают риски для инвесторов всего мира, ведь коррекция рано или поздно неизбежна. Об этом предупреждает и российский ЦБ. Массовым инвесторам стоит быть осторожнее, не дожидаясь ужесточения регулирования, считает дирек...

Новости АРБ    23.02.2021 00:00

АРБ поздравляет с Днем защитника Отечества