В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ: обзор с 29 июня по 3 июля
03.07.2020 \ АРБ и госвласть
Работа комитетов Комитет ГД по финансовому рынку рассмотрел на заседании 2 июля (заседание прошло опросным листом) законопроекты: № 582426-7 «О внесении изменений в ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля». Авторы проекта ФЗ предлагают определить для каждой организации список операций, подверженных обязательному контролю (ОПОК). По каждой такой операции организация должна предоставлять сведения в Росфинмониторинг. Благодаря этому сократится количество ОПОК для организаций небанковского сектора, считают авторы инициативы. Законопроект также предусматривает список исключений для организаций, которым разрешено не предоставлять такие данные. Речь идет о некоторых некоммерческих организациях, госкорпорациях, а также ТСЖ и потребительских кооперативах. Кроме того, информацию по переводу денег некредитными организациями по поручению клиента также разрешается не предоставлять, контролю также не подлежат операции обмена юридическими и физическими лицами банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства. Мониторинг за соблюдением нового режима будет дистанционным - его порядок определит Президент РФ. Кроме того, законопроектом предлагается ввести так называемый риск-ориентированный подход - правила и критерии отнесения деятельности организаций к определенному уровню риска будут определять надзорные органы. Следует отметить, что ко второму чтению депутаты приняли ряд поправок, которые вызвали неоднозначные оценки экспертов. Согласно одобренным ко второму чтению поправкам, операция с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемая по сделке с недвижимым имуществом, подлежит обязательному контролю, если сумма операции равна или превышает 3 млн рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн рублей, либо превышает ее. Кроме того, будут контролировать операции по зачислению (либо списанию) денежных средств на счет (вклад) при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга), если сумма такой операции равна или превышает 600 тыс. рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. рублей, либо превышает ее. Контролировать будут также почтовые переводы на сумму от 100 тыс. рублей (либо эквивалент этой суммы в иностранной валюте), кроме того, контроль коснется и операций по возврату неиспользованного остатка денежных средств, внесенных в качестве аванса за услуги связи, если сумма его составляет 100 тыс. рублей и выше (аналогично и эквивалент в иностранной валюте). Кроме того, прописан порядок представления сведения об операциях с денежными средствами в уполномоченные органы от банков, МФО, профучастников рынков ценных бумаг, НПФ, страховщиков, организаторов азартных игр, операторов инвестплатформ, ломбардов и других организаций, занимающихся соответствующими операциями. По мнению ряда экспертов, проект ФЗ только формально направлен на снижение нагрузки по обязательному контролю. По факту речь идет о введении в России тотального контроля за операциями юридических лиц с наличными. Ко второму чтению в документе появились изменения, которые по мнению экспертов, принципиально трансформировали его суть. Прежде всего — в вопросе операций предпринимателей с наличными на сумму 600 тыс. рублей и более. Действующие нормы освобождают банки от необходимости сообщать о таких операциях, если они связаны с хозяйственной деятельностью юрлиц, законопроект же предполагает тотальный контроль за кэшем. По мнению специалистов, это осложнит жизнь кредитным организациям, а также, возможно, будет иметь неприятные последствия и для предпринимателей. В ЦБ и Росфинмониторинге с этим не согласны. Подробнее с позициями сторон можно ознакомиться по ссылке. Комитет рекомендовал Государственной Думе принять проект ФЗ во втором чтении. Планируется, что Госдума рассмотрит законопроект на заседании 8 июля. № 775367-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части совершенствования процедуры допуска ломбардов на финансовый рынок, принципов функционирования кредитных кооперативов и информирования потребителей финансовых услуг микрофинансовых институтов)». Комитет рекомендовал Государственной Думе принять проект ФЗ во втором чтении. № 942236-7 «О внесении изменений в ФЗ «О потребительском кредите» (в части повышения защиты прав и законных интересов заемщиков). Законопроект предусматривает запрет обуславливать заключение и исполнение договора потребительского кредита (займа) необходимостью приобретения за отдельную плату дополнительных услуг, оказываемых кредитором или третьими лицами. Документ содержит нормы, пресекающие практику включения в договор потребительского кредита условия, обязывающего заемщика предусматривать наличие на счете, с которого осуществляется погашение задолженности по такому договору, неснижаемого остатка денежных средств или наличия суммы, достаточной для погашения платежа, предусмотренного договором (графиком платежей), в день, который не является днем совершения очередного платежа. Уточняется порядок расчета полной стоимости потребительского кредита, а также расчета предельного размера неустойки (штрафа или пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обязательств по возврату потребительского кредита или уплате процентов на его сумму. Законопроектом закрепляется единство подходов к договорам потребительского кредита, предусматривающим постоянную и переменную процентные ставки в части реализации кредитором права по ее снижению в одностороннем порядке. Кроме того, исключается возможность навязывания по кредитным договорам, заключенным на срок свыше года, условий, обязывающих заемщика заключать договор страхования на весь срок кредитования с единовременной оплатой страховых платежей. По мнению авторов законопроекта, в настоящее время со стороны недобросовестных кредиторов отмечается практика установления по договорам кредита, которые заключены с физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, процентных ставок, которые существенно превышают среднерыночное значение. Для противодействия подобной практике законопроектом предлагается распространить нормы об ограничении полной стоимости кредита и на ипотечные кредиты. Комитет рекомендовал Государственной Думе принять проект ФЗ в первом чтении. Планируется, что Госдума рассмотрит законопроект на заседании 7 июля. № 948530-7 «О внесении изменений в статью 7 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в части уточнения порядка применения кредитными организациями права на отказ в выполнении распоряжений клиентов в совершении операций). Сейчас, согласно законодательству, такой отказ возможен, в частности, если банк не получил документы, подтверждающие добросовестность клиента, либо посчитал ту или иную операцию подозрительной. Объяснять причины, по которым заблокирован счет или отказано в совершении операций по счету, банк не обязан. В соответствии с законопроектом, отказ от обслуживания и блокировка счета банком будут возможны, только если при проведении проверки в соответствии с правилами внутреннего контроля у работников кредитной организации возникло обоснованное подозрение в отмывании клиентом преступных доходов или финансировании терроризма. Решение будет принимать глава кредитной организации или уполномоченное им лицо. В случае отмены в судебном порядке ранее принятых решений об отказе в открытии банковского счета или расторжении договора банковского счета, сведения о которых были переданы в уполномоченный орган, кредитная организация должна будет сообщить в этот уполномоченный орган об этой отмене. Кредитная организация обязана будет представить клиенту, которому отказано в совершении операций по счету, информацию о времени и причинах принятия такого решения в срок не позднее пяти рабочих дней со дня его принятия. Комитет рекомендовал Государственной Думе принять проект ФЗ в первом чтении. Планируется, что Госдума рассмотрит законопроект на заседании 7 июля. № 975888-7 «О внесении изменений в ФЗ «Об аудиторской деятельности». Среди прочего проект ФЗ уточняет определения кодекса профессиональной этики аудиторов. Комитет предложил принять проект ФЗ к рассмотрению Государственной Думой. Нормотворчество Член Комитета Совета Федерации по экономической политике Владимир Кравченко провел в режиме видеоконференции круглый стол, посвященный перспективам развития сектора МСП, в ходе которого было предложено:
- предоставить возможность субъектам МСП вносить уточнения в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей по определению основного кода основного вида деятельности по общероссийскому классификатору в целях получения мер государственной поддержки пострадавших отраслей; Банк России разработал: - Проект указания «О внесении изменений в Указание Банка России от 28 ноября 2018 года № 4990-У «О порядке формирования и форме реестра обязательств банка перед вкладчиками». Проект подготовлен в связи с внесением изменений в ФЗ № 177-ФЗ, в том числе в части распространения системы страхования вкладов на владельцев специального счета, предназначенного для формирования и использования средств фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, открытого в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ. Целью Проекта является дополнение действующей формы реестра обязательств банка перед вкладчиками новыми сведениями о владельцах специального счета, на которых с 1 октября 2020 года распространяется страховая защита. Данные сведения необходимы для обеспечения процедуры выплат страхового возмещения владельцам специального счета. Действие проекта будет распространяться на банки, включенные государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» в реестр банков, состоящих на учете в системе страхования вкладов. Подробнее. - Проект указания «О внесении изменений в Указание Банка России от 11 марта 2014 года № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства». Среди прочего проектом предусматривается упрощение порядка выдачи наличных денег получателю в части исключения проведения идентификации по документу, удостоверяющему его личность. Подробнее. - Проект указания «О порядке ведения единого реестра саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка». Подробнее. Банк России опубликовал материалы: - Программа обследований Банка России на второе полугодие 2020 года. Каждое обследование содержит информацию о цели его проведения, порядке представления запрашиваемых данных, участниках обследования и контактных данных в Банке России. Подробнее.
- Мониторинг отраслевых финансовых потоков. № 11 02.07.2020. Ссылка. Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. |
|


