В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ: обзор с 10 по 14 декабря

14.12.2018   \  АРБ и госвласть

Внесены законопроекты:

№ 603192-7 О внесении изменений в ФЗ "О национальной платежной системе" (предлагается регулировать деятельность платежных агрегаторов как банковских платежных агентов).

Законопроект устанавливает обязанность платежного агрегатора по идентификации торгово-сервисных предприятий, участию в урегулировании спорных операций, обеспечению бесперебойности работы программно-технических средств, а также по соблюдению требований к защите информации при осуществлении перевода денежных средств. Для случаев участия платежного агрегатора в расчетах с торгово-сервисными предприятиями законопроектом дополнительно предусмотрена обязанность платежного агрегатора по использованию отдельного специального банковского счета, а также установлен его режим.

Проект ФЗ предусматривает возможность осуществления операций по переводу электронных денежных средств с использованием корпоративных электронных кошельков между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В законопроект включены положения, предусматривающие возможность кодирования реквизитов перевода. Порядок приема к исполнению распоряжений клиентов с кодированием реквизитов перевода будет устанавливаться Банком России.

603170-7 О внесении изменений в ФЗ "О национальной платежной системе". Проект ФЗ устанавливает требования к приему на территории РФ электронных кошельков и других электронных средств платежа, эмитируемых иностранными поставщиками платежных услуг. Эти требования направлены на обеспечение своевременных расчетов иностранных поставщиков платежных услуг с российскими банками, минимизацию рисков в сферах ПОД/ФТ и информационной безопасности. Одновременно, для иностранных поставщиков платежных услуг предусматривается запрет оказания услуг по переводу денежных средств клиентам-резидентам и предоставления им электронных средств платежа.

Крое того, проект закона уточняет понятие «иностранная платежная система» и устанавливает требования к функционированию иностранных платежных систем на территории РФ, а также предусматривает полномочия Банка России по контролю за соблюдением операторами иностранных платежных систем устанавливаемых требований.

№ 607338-7 О внесении изменений в ФЗ "О рынке ценных бумаг" в части совершенствования регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Позволит банкам оптимизировать построение системы внутреннего контроля.

В настоящее время ФЗ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» предусматривает возможность для банков с базовой лицензией не назначать руководителя службы внутреннего контроля. В этом случае функции руководителя службы внутреннего контроля осуществляются руководителем службы управления рисками. Закон о рынке ценных бумаг в действующей редакции не предусматривает такую возможность для профессиональных участников рынка ценных бумаг. Таким образом, при организации и осуществлении внутреннего контроля компаниями, совмещающими банковскую деятельность (с базовой лицензией) с деятельностью профессионального участника рынка ценных бумаг, возникает необходимость назначения отдельного контролера. В результате, такие кредитные организации несут необоснованные расходы.

Предлагаемые законопроектом изменения создают условия для оптимизации построения системы внутреннего контроля и предоставляют профессиональным участникам рынка ценных бумаг дополнительные инструменты сокращения сопутствующих расходов (в том числе, при совмещении лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг и кредитной организации), поскольку устанавливают, что системы внутреннего контроля и системы управления рисками, должны соответствовать характеру и масштабу осуществляемых операций, уровню и сочетанию принимаемых профессиональным участником рынка ценных бумаг рисков.

Пленарные заседания

Приняты законопроекты в первом чтении:

№ 518084-7 О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях в части либерализации мер ответственности за нарушение валютного законодательства РФ. Направлен на смягчение административной нагрузки на российских экспортеров и импортеров при осуществлении ими внешнеторговой деятельности.

560573-7 О внесении изменений в статьи 7 и 8 ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в части уточнения положений о независимости и профессиональной этике).

Приняты законопроекты во втором чтении:

№ 593998-7 О внесении изменений в УК РФ и УПК РФ (расширяет перечень преступлений, уголовные дела по которым могут быть прекращены после возмещения нанесенного ущерба, причиненного гражданину, организации или государству). В этот список, среди прочего, предлагается включить преступления небольшой тяжести, связанные с мошенничеством в сфере кредитования и при получении выплат с использованием электронных средств платежа.

№ 371833-7 О внесении изменений в ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ " и статью 12 ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (в части расширения возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства по привлечению доступного финансирования).

319413-7 О внесении изменений в ФЗ "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг. Предлагаемые законопроектом новеллы связаны, прежде всего, с упрощением и сокращением сроков процедуры эмиссии ценных бумаг, снятием излишних административных барьеров при осуществлении эмиссии ценных бумаг.

В целях упрощения процедуры эмиссии, исключения при эмиссии ценных бумаг дублирующих документов и закрепления на законодательном уровне уже существующей практики законопроект исключает из ФЗ от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" деление эмиссионных ценных бумаг на документарные и бездокументарные.

Законопроект устанавливает, что документы для регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, проспекта ценных бумаг могут предоставляться в Банк России или регистрирующую организацию в электронной форме, что позволит снизить затраты на подготовку эмиссионных документов.

Возможность осуществления эмиссии облигаций по упрощенной процедуре (в рамках программы облигаций) законопроектом предлагается распространить на любые облигации, не конвертируемые в акции.

Законопроект включает в понятие биржевых облигаций, помимо облигаций без залогового обеспечения, облигации с ипотечным покрытием и устанавливает, что биржа вправе регистрировать все выпуски облигаций, обеспеченных залогом одного ипотечного покрытия, в том числе размещаемых путем закрытой подписки, если облигации хотя бы одного из таких выпусков размещаются путем открытой подписки и допускаются к проводимым биржей организованным торгам.

Кроме того, законопроект изменяет подход к требованиям о раскрытии эмитентами информации о существенных фактах.

286345-7 О внесении изменений в УК РФ и УПК РФ в части усиления ответственности за преступления в финансовой сфере. Нацелен на усиление уголовной ответственности за фальсификацию финансовых документов учета и отчетности финансовых организаций.

429550-7 О внесении изменения в статью 2 ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" (в части освобождения кредитных организаций от обязанности составлять индивидуальную финансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности).

Начиная с 1 января 2019 года российские правила бухгалтерского учета в кредитных организациях будут полностью сближены с МСФО. В связи с этим данные финансовой отчетности по МСФО будут идентичны данным годовой (промежуточной) бухгалтерской (финансовой) отчетности. Исключение из ФЗ от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» обязанности кредитных организаций, не образующих с другими организациями группу по МСФО, составлять финансовую отчетность по МСФО на индивидуальной основе устранит для кредитных организаций двойное составление отчетности. Принятие данных изменений будет способствовать снижению нагрузки на кредитные организации по формированию отчетности.

490061-7 О внесении изменений в ФЗ "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (по вопросам установления контроля за операциями отдельных категорий физических лиц).

Расширяет закрепленный в статье 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" перечень операций, подлежащих обязательному контролю, операциями по получению наличных денежных средств с использованием платежных карт иностранных банков. При этом, обязательному контролю будут подлежать только операции, совершаемые с использованием платежных карт, эмитированных иностранными банками, расположенными в иностранных государствах по перечню, определяемому приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Принят законопроект в третьем чтении:

519890-7 О внесении изменения в статью 9 ФЗ "Об исполнительном производстве". В части повышения суммы задолженности, при которой исполнительный документ может направляться взыскателем для удержания денежных средств в организацию или иному лицу, выплачивающему должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи.

Законопроектом предусматривается повышение суммы задолженности, при которой исполнительный документ может направляться взыскателем для удержания денежных средств в организацию или иному лицу, выплачивающему должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, с двадцати пяти тысяч рублей до ста тысяч рублей.

Комитет ГД по финансовому рынку рассмотрел на заседании 11 декабря законопроекты:

237568-7 О внесении изменений в ФЗ "О потребительском кредите (займе)" и ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (в части совершенствования правового регулирования в сфере потребительского кредитования и защиты прав потребителей финансовых услуг). Совершенствует регулирование деятельности микрофинансовых организаций и защиту прав потребителей финансовых услуг.

Также уточняется определение «профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов и вводится ограничение на размер начисляемых по договору потребительского кредита, срок возврата по которому не превышает одного года, процентов, сумм неустойки (штрафа, пеней) и иных мер ответственности с тем, чтобы их общая сумма не превышала полуторного размера суммы предоставленного потребительского кредита.

Проект закона предусматривает ограничение возможности уступки прав (требований) по договору потребительского кредита: по общему правилу уступка допускается только лицу, осуществляющему профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, лицу, осуществляющему деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности, специализированному финансовому обществу или финансовому агенту.

371833-7 О внесении изменений в ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ " и статью 12 ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (в части расширения возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства по привлечению доступного финансирования).

№ 240027-7 О внесении изменений в ФЗ "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в части регулирования обмена и использования информации, полученной при проведении идентификации, для организаций, входящих в банковскую группу или банковский холдинг).

Проект ФЗ устанавливает, что при проведении упрощенной идентификации клиента - физического лица идентификация представителя клиента, выгодоприобретателя клиента и бенефициарного владельца не проводится.

Также проект ФЗ закрепляет возможность обеспечения обмена и использования информации, полученной при проведении идентификации, для организаций, входящих в банковскую группу (банковский холдинг), являющихся субъектами исполнения Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

С этой целью головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга, являющаяся организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, разрабатывает и утверждает целевые правила внутреннего контроля банковской группы по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, включающие, в том числе правила обмена информацией, а также осуществляет контроль за соблюдением данных целевых правил внутреннего контроля.

Комитет ГД по государственному строительству и законодательству рассмотрел на заседании 11 декабря законопроект:

№ 286345-7 «О внесении изменений в статью 172-1 УК РФ и статью 160-1 УПК РФ» (в части усиления уголовной ответственности за фальсификацию финансовых документов учета и отчетности финансовых организаций). Проект закона нацелен на усиление ответственности за преступления в финансовой сфере.

Совет Федерации:

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рассмотрел на заседании 10 декабря законопроект:

№ 471381–7 «О внесении изменений в статьи 9 и 11 ФЗ „О валютном регулировании и валютном контроле“ (о предоставлении резидентам права совершать валютные операции, связанные с исполнением и (или) прекращением договоров репо). Проектом предлагается предоставить резидентам возможность совершать валютные операции, связанные с исполнением и (или) прекращением договора репо, по аналогии с производными финансовыми инструментами (т.е. при условии, что одной из сторон такого договора является уполномоченный банк или профессиональный участник рынка ценных бумаг). Кроме того, Центральный банк РФ будет устанавливать для кредитных организаций требования к размещению кредитными организациями информации о курсах иностранных валют к валюте РФ и (или) кросс-курсах иностранных валют при совершении таких операций.

Нормотворчество:

Банк России разработал Проект указания «О формах и порядке направления операторами по переводу денежных средств уведомлений о приостановлении зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств, о невозможности приостановления зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или приостановления увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств».

Проект определяет формы и порядок направления операторами по переводу денежных средств уведомлений о приостановлении зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств, уведомлений о невозможности приостановления зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или приостановления увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств.

Разработан в целях реализации частей 11.1 и 11.5 статьи 9 ФЗ от 27 июня 2011 года № 161–ФЗ «О НПС» в редакции ФЗ от 27 июня 2018 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия хищению денежных средств».

Банк России разработал Проект указания «О внесении изменения в пункт 1.1 Указания Банка России от 7 декабря 2015 года № 3883-У «О порядке проведения Банком России оценки качества систем управления рисками и капиталом, достаточности капитала кредитной организации и банковской группы».

Проектом указания предусмотрено, что оценка качества ВПОДК и достаточности капитала кредитной организации не производится по банкам с базовой лицензией, небанковским кредитным организациям, банкам, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства с участием Банка России или государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», а также по кредитным организациям, прекращающим в результате реорганизации в форме присоединения или в форме слияния свою деятельность.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Аналитика    Сегодня 13:24

Время начать с чистого листа

Отчёт Oliver Wyman о состоянии отрасли финансовых услуг, 2019.

Аналитика    Сегодня 11:38

Fixed Income Daily, 26 апреля 2019

Аналитика УРАЛСИБ.

Интервью    Сегодня 11:11

В этом году Россия - чемпион по заходу инвесторов в рубль

Сергей Романчук, глава российского подразделения ACI. Хотя санкционный риск отклоняет стоимость рубля к доллару и евро от его справедливой цены, отечественная валюта останется в текущем году привлекательной для спекулянтов и способна удержать лидерство среди валют развивающи...

Это интересно    Вчера 22:38

Метро Москвы намерено протестировать систему распознавания лиц для оплаты проезда

Московский метрополитен намерен начать тестирование системы распознавания лиц для оплаты проезда и прорабатывает варианты проведения этого пилотного проекта совместно с рядом крупных компаний, сообщили ТАСС в пресс-службе столичной подземки.

Календарь мероприятий

Мы на Facebook